ВАЛЕНТИНИАНЕ

ВАЛЕНТИНИАНЕ – последователи наиболее известного направления в гностицизме, получившего свое развитие во II в. Свое название они получили от имени гностика Валентина. Валентиниан принято делить на восточную (анатолийскую) школу (Марк, Теодот) и западную (италийскую) школу (Птолемей, Гераклеон), между которыми, впрочем, нет большого различия. Среди наиболее известных последователей Валентина выделяют Птолемея, Гераклеона, Марка, Секунда и др. Из ближайших его последователей, современных св. Иринею, Секунд внес в идею плеромы начало пифагорейского дуализма, различая в высшей осьмерице (огдоаде) правую и левую стороны, или свет и тьму. Епифаний, с одной стороны, осложнил метафизическую часть системы ненужными диалектическими тонкостями, справедливо осмеянными у св. Иринея, как, например, различение между единичностью, единостью, единицей и единым. С другой стороны, в книге о справедливости (из которой сохранились два фрагмента) он утверждал, как идеал человеческой жизни, такую же безразличную общность всего, какая существует по воле Божией в прочей природе и нарушается лишь произвольными человеческими узаконениями. В этом пункте он удалялся от учения Валентина и примыкал к другим гностическим школам – Исидору, карпократианам. Птолемей (или некоторые его ученики) внес оригинальное видоизменение основной метафизической идеи, утверждая, что абсолютному первоначалу, Глубине, присущи два вечных аффекта или расположения: пассивный – мысль и активный – воля. Мысль заключала в себе идеально всякое дальнейшее произведение Первоначала, но не могла ничего реально осуществить сама собой, пока ее не оплодотворило активное волевое начало, породив из такого сочетания Ум и Истину, а затем и все прочее (Гартман в точности воспроизвел и присвоил себе этот метафизический роман). В письме к Флоре (сохраненном у св. Епифания) Птолемей доказывает, что Моисеев закон по своему происхождению тройствен: одна часть его содержит заповеди Божии, другая принадлежит Моисею, третья – семидесяти старейшинам. То, что в законе идет от Бога, также трояко по своему характеру: есть заповеди, исполненные Христом и обязательные для всякого христианина (Декалог); есть законы, упраздненные Евангелием (око за око и т.п.); и есть, наконец, предписания символические и аллегорические. При таком своем смешанном характере это законодательство не может происходить ни от абсолютно доброго, ни от злого начала, а происходит от Бога справедливого, создавшего видимый мир (Демиурга) и занимающего среднее положение между добром и злом. Вследствие двух противоречивых указаний, у св. Иринея вопрос о том, что принадлежит Валентину, что Птолемею, а что ученикам последнего, остается спорным и, по недостатку материала, едва ли может быть решен с достоверностью (подлинное его сочинение на греческом языке дошло до нас лишь в тех частях, которые воспроизведены св. Епифанием Кипрским в его ересеологической компиляции). Гераклеон написал толкование на Евангелия от Луки и от Иоанна (фрагменты сохранились у Климента Александрийского и у Оригена). Его ученики установили особое таинство для умирающих, которых мазали елеем, поливали священной водой и произносили над ними специальные молитвы и заклинания, чтобы искупить их духовную сущность из-под власти Демиурга и дьявола. К школе Валентина относят также Марка-волхва, который думал дать новое основание системе в сложении и разложении чисел, имен и букв. Вместе с тем он и его последователи усиленно предавались магии и практической теургии, чем привлекали многих, особенно богатых женщин. Марк, Секунд и Птолемей действовали на Западе (в Италии и Галлии); представителями же школы Валентина на Востоке были Аксионик и Ардезиан. Эта школа, в качестве изолированной и остановившейся в своем развитии секты, продержалась до V в. и в некоторых городах имела даже особые храмы.

 
PR-CY.ru