ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь - Страница 3

Начался расцвет обители. Иноческая жизнь на острове в XVI в. была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV–XVI вв. дало основание называть его честной и великой Лаврой. При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 г. смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 г. Ожидая нападения шведов, иноки увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 г. им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь. Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны. По Столбовскому договору, заключенному в 1617 г., шведскому королю Густаву Адольфу Россия уступала Кексгольм, Карелию и Ингерманландию. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в их руках. В 1685 г. была построена деревянная часовня над могилами Сергия и Германа Валаамских. Но, воздвигнутая наскоро, часовня вскоре стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Один из прибрежных жителей, финн-лютеранин, дерзнул низвергнуть ветхий крест, но, говорят, был вразумлен жестокой болезнью, раскаялся, был исцелен на Валааме и стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 г., до тех пор, пока по повелению Петра Великого (1689–1725 гг.) и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель. В 1715 г. вышел указ императора о возобновлении монастыря. Его строительство было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 г.). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I. В марте 1717 г. на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители. Уже в самом начале 1719 г. построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 г. монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. 3 апреля 1754 г., в день Светлого Христова Воскресения, монастырь постигло новое испытание: после литургии начался пожар. Он сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса. Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна (1741–1761 гг.) пожаловала на новые постройки 8 тыс. рублей. В 1756 г. завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня.

 



 
PR-CY.ru