ВОЭЦИЙ Гейсберт

ВОЭЦИЙ Гейсберт (1589–1676 гг.) – голландский пастор и богослов-кальвинист. Родился в протестантской семье, рано потерял отца, погибшего при осаде Бредеворта (1597 г.). В 1604 г. магистрат Хёсдена послал Гейсберта Воэция в Лейденский университет, где он изучал теологию, философию, античную литературу, а также приобрёл обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на формирование Воэция-богослова оказал Франциск Гомар. В 1611 г. Гейсберт Воэций получил место пастора во Влеймене; в 1612 г. вступил в брак с Делианой ван Дист и имел десять детей, трое из них стали профессорами богословия. В 1617 г. Гейсберт Воэций служил пастором в родном Хёсдене, изучал арабский и сирийский языки. В 1619 г. на Дордрехтском (Дортском) Синоде выступил против ремонстрантов (арминиан). В 1634–1675 гг. Гейсберт Воэций был профессором теологии и восточных языков в академии Утрехта (с 1636 г. – Утрехтский университет) и пастором местной конгрегации. Во время обучения в Лейденском университете Гейсберт Воэций оказался в центре дискуссии Якоба Арминия и Франциска Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвинистского ортодокса Франциска Гомара и жёстко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода Гейсберт Воэций продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинистского вероучения. Принял участие в полемике с Корнелием Янсением, в то время профессором теологии в университете Лёвена, по вопросу о легитимности протестантской миссии на захваченных католических территориях, имея опыт проповедника реформатской церкви после освобождения от испанцев в 1630 г. Хертогенбоса. Посетив Англию в 1636 г., Гейсберт Воэций, вдохновлённый идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация» («Nadere Reformation»). Это движение призывало к христианскому очищению общества через практику индивидуального и общественного благочестия. Гейсберт Воэций выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причёсок и т.д., призывал строго соблюдать «День Господа» (воскресенье), однако новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. Против «отсталого Утрехта» особенно резко высказывались богословы лейденской школы Авраам Хейден и Иоанн Кокцей.

 



 
PR-CY.ru