«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»

«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» – формула торжественного поминовения. Выражение «Вечная память» возникло в эллинистическую эпоху как форма прославления того или иного выдающегося лица (живого или умершего). В византийскую эпоху употреблялось в том же значении, в частности, применительно к уже почившим выдающимся церковным деятелям (например, в Деяниях четвёртого Вселенского Собора 451 г.: «Вечная память Кириллу!»). Как торжественное прославление почивших императоров-защитников церкви и православных иерархов вошло в чин Торжества Православия (см. Православия неделя), посвящённый воспоминанию восстановления иконопочитания в 843 г. В позднейшей православной богослужебной традиции «Вечная память» стало песнопением, заключающим собой последование панихиды по усопшим, где оно поётся трижды после возглашения диакона с поимённым поминовением (если диакона нет, возглашение и «Вечная память» заменяется словами: «Рабом Божьим,  усопшим, вечная память…»). Во время «Вечной памяти» принято совершать три удара в колокола. «Вечная память» также указывается Требником в конце чинов отпеваний мирян и младенцев, предваряемое возглашением: «Вечная твоя память, достоблаженный и приснопятный брат наш». На практике «Вечная память» поётся в конце всех заупокойных последований и обычно предваряется панихидным возглашением. Особый вид «Вечной памяти» – троекратное пение братией монастыря (в конце вседневной заупокойной литии). Поскольку «Вечная память» ныне воспринимается как исключительно заупокойный текст, не принято петь его в честь прославленных святых. Пение «Вечной памяти» в последний раз и затем уже величания в честь новопрославленного святого представляют собой центральный момент торжественного богослужения в честь канонизации. Единственный пример в современных богослужебных книгах, когда «Вечная память» употребляется в более древнем значении восхваления выдающихся деятелей церкви, как прославленных в лике святых (например, св. равноапостольных Константина и Елены), так и неканонизированных, – это «Вечная память»  в чине Торжества Православия. В богослужении католической церкви существует песнопение, начинающееся с похожей фразы «Покой вечный» («Requiem aeternam»), по которому называют последование заупокойной мессы – реквием.

 
PR-CY.ru