ВАЙОЦ-ДЗОР

ВАЙОЦ-ДЗОР – художественная школа в средневековой Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноимённой области в провинции Сюник, южнее озера Севан. Сложилась во второй половине XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христианской культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульманском окружении до середины XIV в. Активному монументальному строительству в Вайоц-дзор способствовала деятельность двух княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: двухъярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (например, церковь Богородицы монастыря Нораванк, 1331–1339 гг.); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (например, церковь Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320 г.); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (например, церкви в монастырях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Исследователи отмечают, что памятники Вайоц-дзор XIII–XIV вв. – яркие образцы традиционного для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объёмные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В церкви Аствацацин монастыря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом – на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы западной стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на других фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит монастыря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Святая Троица (конец XIII в. или первая четверть XIV в.). В церкви Богородицы в Арени (1321 г.) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на четырёх парусах. Одухотворённостью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви монастыря Спитакавор (1321 г.). Среди талантливых мастеров Вайоц-дзор были строители Сиранес, Ваграм, но наиболее был известен зодчий, скульптор-монументалист и художник-миниатюрист Момик (рубеж XIII–XIV вв.). Кроме архитектуры и скульптурного убранства церкви в Арени, двух хачкаров в монастыре Нораванк (один датирован 1308 г.), в исполнении которых проявились его мастерство и любовь к геометрическим мотивам, а также иллюминированных Евангелий 1292 и 1302 гг., ему приписывают ряд других произведений. Крупнейшим центром рукописной книги Вайоц-дзор исследователи называют монастырь Гладзор, где около 1282 г. был создан университет. Кроме Момика здесь творили другие известные исследователям художники, в том числе Торос Таронаци, чьи произведения отличаются яркими насыщенными красками, динамичным рисунком фигур, образами фантастических животных и орнаментом (Евангелие Есаи Нчеци, 1307 г. – Венеция, библиотека монастыря Сан-Ладзаро; Библия Есаи Нчеци, 1318 г., и Евангелие, 1323 г.). Выходцем из Гладзора был Авак, странствующий художник, который долгое время жил в Иране (Евангелие, 1329 г.). В разной мере в творчестве этих художников Вайоц-дзор отразилось влияние киликийской школы, искусства Византии и латинского Запада. Традиции художественной школы монастыря Гладзор во второй половине XIV в. были продолжены в монастыре Татев на юго-востоке области Сюник; развитие зодчества Вайоц-дзор прервалось почти на три века.

 
PR-CY.ru