ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 7 июля) – чудотворный образ, присланный в Москву из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла (настоятеля) Иерусалимского подворья в Константинополе Гавриила. Согласно сведениям XVII в., торжественная встреча иконы состоялась 16 октября 1653 (7162) г. Ещё во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе Константинопольским патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, которая впоследствии вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана на Русь, как полагают исследователи, в ответ на запрос царя. В этих документах, греческие подлинники которых обнаружены в Российском государственном архиве древних актов Борисом Львовичем Фонкичем, икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма (см. ст. Влахерны). История иконы, изложенная в грамоте, представляет вариацию сказаний об иконе Божьей Матери «Одигитрия», но в данном случае чудесное спасение образа связывается не с захватом Константинополя крестоносцами, а с турецким завоеванием 1453 г. Согласно грамоте, во времена императора Ираклия икона спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626 г.), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата Константинополя турками Влахернская икона была перенесена в монастырь Христа. Перед тем как храм монастыря был обращён в мечеть, благочестивые люди спрятали Влахернскую икону в оконной нише и замуровали её. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, которая и принесла её в дар протосинкеллу Гавриилу. Отношение к Влахернской иконе как к покровительнице Константинополя и греческих императоров сразу же поставило её в ряд важнейших святынь русского государства. Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлёвского Успенского собора и заняла своё место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чём свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе исследователи считают рассказ о её чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресвятой Богородице, первый кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое Влахернскую икону. В праздник новолетия (1 сентября) этот образ также занимал одно из центральных мест – на аналое, напротив Владимирской иконы Божьей Матери, – как символ покровительства, которое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому государству. В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в смоленских походах (1654–1655 гг.), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезённого на Русь.

 



 
PR-CY.ru