ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ - Страница 2

Вторая часть состоит из сочинений Валерия Бергиденского и содержит разные по жанру произведения: трактат «О тщетности мирской мудрости», по жанру близкий к гомилии; три произведения под общим названием «Речения Валерия к блаженному Донадею» («Dicta Valerii ad beatum Donadeum scripta»), посвящённые откровениям бергиденских монахов: видения рая и ада монаху Максиму, видения преисподней монаху Бонеллу и видение небесной славы Христа монаху Бальдарию; автобиографические «Рассказы Валерия» («Valerii narrationes») из трёх частей: «Чин сетования» («Ordo querimonie»), «Возобновление рассказа от начала монашеской жизни» («Replicatio sermonum a prima conversione») и небольшое произведение «О том, что осталось от предшествовавших сетований» («Quod de superioribus querimoniis residuum sequitur»), представляющее собой апологию отшельнической жизни, аскетическим идеалом которой является образ преподобного Арсения Великого. Эпитамероны к «Рассказам Валерия» содержат краткую историю притеснений Валерия Бергиденского. Кроме эпитамеронов Валерию Бергиденскому принадлежит «Молитвенное обращение к святым апостолам» («Conversio deprecationis ad sanctos apostolos»); каждый стих и большая часть его слов начинаются с латинской буквы «Р» – указания на имена апостолов Петра и Павла. В «Эпитамероне о некоторых увещеваниях или вопросах» («Epitameron de quibusdam admonitionibus vel rogationibus») в поэтической форме даётся нравственное назидание христианам: в наставлении клирикам все строки начинаются с латинской буквы «С» (от clerici), судьям – с «I» (iudices), женщинам – с «M» (mulieres), священникам – с «S» (sacerdotes); в наставлении к епископам начало каждой строки соответствует порядку букв латинского алфавита от «А» до «V». Поэтическое сочинение «О первых пятнадцати псалмах», по мнению исследователей, представляет собой переложение псалмов посредством извлечения из каждого одной – двух фраз. Трактат «О покаянии монахов» («De monachorum poenitentia») исследователи считают извлечением из латинской версии сочинения «Жизнь отцов» епископа Браги Мартина. К нему примыкает сочинение «О седьмом виде монашествующих» («De septimo genere monachorum»); Валерий Бергиденский, следуя учению Исидора, епископа Севильского, выделяет шесть видов монашествующих и добавляет седьмой вид – лжемонахов, называя так тех, кто, приняв обеты, продолжал жить в угоду страстям. Это произведение было включено св. Бенедиктом Аньянским в его сочинение «Согласование монашеских правил» («Concordia regularum»). В целом для аскетики Валерия Бергиденского характерна, по мнению исследователей, ориентация на египетскую монашескую традицию. Рукописная традиция ошибочно, по мнению исследователей, приписывает Валерию Бергиденскому сочинения «Об установлениях новой жизни» («De novae vitae institutione») и «О совершенных монахах» («De perfectis monachis»). Необоснованной исследователи считают и атрибуцию Валерию Бергиденскому Житий св. Фронтона и св. Фруктуоза, отрывки из которых он включил в первую часть, оба эти Жития написаны до активного периода его литературной деятельности.



 
PR-CY.ru