ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ

ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ (ум. до 690 г.) – монах, церковный писатель, святой (память в Западной церкви 21 февраля). Родился близ города Астурика (современная Асторга, Испания), где получил образование. Около 640 г. вступил в Комплутский монастырь, основанный епископом Браги св. Фруктуозом, затем стал отшельником в районе Каструм Петренсе. Из-за притеснений со стороны местного пресвитера Флаиния Валерий Бергиденский был вынужден переселиться в местность Эбронант, в келлию при церкви апостолов Петра и Павла. Когда местный землевладелец и патрон церкви Рицимер решил на месте, где жил затворник, построить свою усыпальницу, святой переселился в Бергидий (современный Бьерсо), гористую область к западу от Астурики, где существовала монашеская община учеников св. Фруктуоза. Он поселился в местности Руфиана (современный монастырь Сан-Педро де Монтес), в келлии, которую некогда построил для себя св. Фруктуоз. В конце жизни вокруг Валерия Бергиденского собралась группа учеников. Посмертное почитание подвижника исследователи фиксируют со времён епископата Геннадия Астурикского (899–919 гг.). Перу Валерия Бергиденского принадлежит сборник текстов, который сохранился в рукописных списках X–XII вв. (самый древний исследователи относят к 902 г.). Сборник состоит из двух частей. Первая представляет собой компиляцию различных аскетических и агиографических текстов. В неё вошли пролог Руфина Аквилейского к «Истории монахов», Жития св. Фруктуоза, преподобных Павла Фивейского и Илариона Великого, написанные Иеронимом Стридонским, латинский перевод Житий преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Пелагии и Симеона Столпника, а также небольшое сочинение «О восставлении падших» Вахиария, фрагменты из творений преподобного Иоанна Кассиана, Сульпиция Севера и других сочинений аскетического содержания. Завершает эту часть «Послание к бергиденской братии в похвалу блаженнейшей Эгерии» («Epistola de Echeria»), которое представляет собой резюме итинерария Эгерии – испанской паломницы, совершившей путешествие в Палестину между 381 и 384 гг. Эту часть обрамляют два эпитамерона (стихотворных пассажа), в которых кратко излагаются цель написания и содержание труда. «Эпитамерон о начале сей книги» («Epitameron de huius libri exordio») имеет акростих «Servis Dei egregiis» («великим рабам Божьим») и телестих «Valerius miserrimus» («ничтожнейший Валерий»). В «Эпитамероне окончания книги сей» («Epitameron consummationis libri huius») автор сообщает, что она была составлена по просьбе духовного наставника бергиденских монахов Донадея; акростих «Patri Donadeo» («отцу Донадею»), телестих «Miser Valerius» («ничтожный Валерий»).

 



 
PR-CY.ru