ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ - Страница 3

В числе омских сотрудников ВВЦУ Сибири в 1918–1919 гг. были епископ Нестор (Анисимов) и русский религиозный философ князь Евгений Николаевич Трубецкой, опубликовавший для воинов Сибирской Белой Армии и Флота очерк «Великая революция и кризис патриотизма» (Омск, 1919 г.), который вместе с другими духовно-нравственными и патриотическими изданиями распространяли проповедники. В 1919 г. ВВЦУ Сибири участвовало в организации сибирских военных дружин Святого Креста, возглавляемых генералом князем Владимиром Васильевичем Голицыным. Эти отряды были сформированы по предложению профессора философии Пермского университета Дмитрия Васильевича Болдырева, эвакуированного в Томск. В 1917 г. он вместе с Николаем Онуфриевичем Лосским и Антоном Владимировичем Карташёвым участвовал в создании петроградского братства Святой Софии для объединения культурных сил нации вокруг православной церкви. Его же трудами в Омске в 1919 г. было организовано братство св. Ермогена, митрополита Московского, при братстве действовал штаб боевых дружин, состоявший из представителей различных вероисповеданий, объединённых идеей освобождения России. В 1918–1919 гг. в Сибири под руководством ВВЦУ Сибири было сформировано братство св. Александра Невского. В атеистической литературе сложилось искажённое представление о так называемых полках Иисуса и Богородицы, организация которых приписывалась ВВЦУ Сибири, и в частности, Уфимскому епископу Андрею (Ухтомскому). Церковная печать этого периода содержит сведения лишь о проповеднических отрядах, руководимых главой ВВЦУ Сибири Омским и Павлодарским архиепископом Сильвестром (Ольшевским), но не приводит фактов участия священнослужителей в боевых действиях. Миф о боевых частях монахов и священников был создан уже после окончания гражданской войны. В 1918–1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибирского ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России. В конце 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 января 1920 г. После разгрома войск А.В. Колчака некоторым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впоследствии они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в феврале 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февраля архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит, а архиепископ Вениамин (Муратовский) и епископ Андрей (Ухтомский) выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Епископ Андрей (Ухтомский) был освобождён из-под стражи и направлен в Уфу, архиепископ Вениамин (Муратовский) вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибирских епархий с патриархом Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности.



 
PR-CY.ru