ВАРОШ - Страница 3

Монументальность, большие размеры фигур, искусный рисунок, насыщенный тёплый колорит позволяют исследователям предположить, что среди мастеров мог быть митрополит Иоанн из Зрзе. Деревянный иконостас церкви исследователи датируют концом XV – началом XVI в. К юго-востоку от церкви великомученика Димитрия расположена церковь святителя Николая. От древнейшей постройки, воздвигнутой на этом месте в конце XII в., сохранилась платформа, выполненная грубой каменной кладкой. На рубеже XII–XIII вв. апсида была расписана фресками в позднекомниновском стиле (образы Богородицы с ангелами и композиция «Служба святых отцов»), что проявляется в сложной игре линий и динамичной трактовке драпировок. В 1298 г. византийский вельможа Векос, сын Капзы, и его жена Мария воздвигли на фундаменте прежнего храма однонефную церковь с цилиндрическим сводом, фасады здания были богато декорированы глухими аркадами и зигзагообразным орнаментом кирпичной кладки. Фресковая роспись была выполнена двумя группами живописцев. Её особенностями исследователи считают монументальность композиций, иллюстрирующих циклы двунадесятых праздников и Страстей Господних, большое число действующих лиц в этих сценах, гармоничные пропорции, а также динамические движения крупных фигур. О размахе храмостроительства в Вароше в XIV в. свидетельствуют грамоты, данные Стефаном Душаном монастырю Трескавец около Прилепа (в них упоминаются несохранившиеся церкви святых Феодоров, св. Параскевы, св. Иоанна Крестителя, св. Варвары и св. Георгия в Вароше) и остатки нескольких церковных сооружений, обнаруженных в результате археологических раскопок. Так, среди руин церкви св. Иоанна, расположенной в восточной части Вароша, были найдены фрагменты высокохудожественных фресок. Виртуозный рисунок, утончённая моделировка форм и мягкие нюансы цветовой гаммы позволяют исследователям датировать эти фрески первыми десятилетиями XIV в. В развалинах церкви св. Харалампия сохранилась фреска с изображением неизвестного святого, по стилю относящаяся ко второй половине XIV в. В северной части Вароша находится небольшая, крестообразная в плане церковь св. Афанасия. Её роспись, остатки которой сохранились на южной стене, также выполнена во второй половине XIV в. В юго-восточной части Вароша расположена маленькая однонефная церковь св. Петра (конец XIII в.). Первоначальная роспись, представленная циклами двунадесятых праздников и Страстей Господних, сохранилась фрагментарно. Удлинённые пропорции фигур и светлый холодный колорит позволяют исследователям отнести живописный ансамбль к последним десятилетиям XIV в. К северо-западу от этого храма находится однонефная церковь Богородицы Пречистой, в алтаре которой сохранилась композиция «Служба святых отцов». Пластичность фигур, упрощённость письма, жёсткий рисунок этих фресок близки к росписи церкви во имя святых Константина и Елены в Охриде и датируются концом XIV в. Османское завоевание Западной Македонии в конце XIV в. положило конец истории средневекового города. Турецкое поселение, возникшее к югу от Вароша, стало ядром современного Прилепа.



 
PR-CY.ru