ВАРОШ - Страница 2

От росписи, выполненной в 1280 или 1290 гг., сохранились фрески в западной части храма: шесть сцен из Страстного цикла (южная и западня стены), пять композиций с чудесами архангелов и «Видение святителя Петра Александрийского» (северная стена). Живопись может быть атрибутирована диакону Иоанну, македонскому мастеру второй половины XIII в., руководившему росписью церкви св. Николая в селе Манастир (1271 г.). У входа в церковь, на пилястрах западного фасада, сохранились фрески 1380 гг., изображающие коронацию Марко, последнего христианского правителя Македонии, и его покойного отца Вукашина, погибшего в битве на реке Марица (1371 г.). Марко, над головой которого представлена Божественная десница с короной, изображён в белом траурном одеянии. Фрески восточной части храма исследователи относят к поствизантийскому периоду. В 1861 г. церковь была капитально отреставрирована: купола заменены сводами, к западной части пристроены портик и колокольня, воздвигнуты монастырские корпуса. Во время работ по консервации в 1980 гг. купол над западной частью храма был восстановлен. В настоящее время – женский монастырь, община состоит из пяти человек, игуменья Георгина. К югу от монастыря Архангелов, в центре нынешнего поселения Варош, расположена церковь великомученика Димитрия. Первоначальное здание, сооружённое в последние десятилетия XII в., представляло собой однонефную постройку с полукруглой апсидой. В середине XIII в. с северной стороны к храму была пристроена открытая галерея, выполненная каменной и кирпичной кладкой в стиле эпирской архитектуры. Во второй половине XIII в. галерея была преобразована в придел, и церковь превратилась в двухнефную постройку с поперечным сводом. В конце XIII в. храм был перестроен в крестово-купольную церковь: с южной стороны была добавлена прямоугольная пристройка, с западной – нартекс. Кирпичная кладка расположена горизонтальными поясами и отличается гармоничностью и виртуозностью исполнения. На северной стене южного нефа находится портрет ктитора и инициатора реконструкции церкви византийского вельможи Димитрия Мисинополита и его небесного покровителя великомученика Димитрия. Около 1290 г. поверх фрагментов древнейшего слоя была выполнена новая роспись, от которой сохранились композиция в апсиде и изображения Богородицы с Младенцем и великомученика Димитрия на столбах, по сторонам от иконостаса. Их стилистическое сходство с фресками церкви архангела Михаила указывает на участие в росписи артели диакона Иоанна. Около 1380 г. была выполнена роспись купола; в верхних регистрах стен были помещены композиции «Вознесение» и «Успение», а в нижней зоне изображены фигуры святых.

 



 
PR-CY.ru