ВИТАНОВЫ

ВИТАНОВЫ, Витановичи – династия иконописцев и резчиков; представители художественной школы города Трявна в Болгарии. Согласно легенде, в конце ХVII – начале ХVIII вв. родоначальник Викентий (Витан) Карчов был приведён афонским монахом на Святую Гору, в монастырь Зограф, для обучения иконописи и искусству резьбы. Иконописцами были его сын Димитр (род. около 1730 г.), поселившийся в Трявне и внук Цоню Димитров, трое сыновей которого – священник Папа Витан Старший, Кою (Константин) и Симеон Цонювы – работали в конце ХVIII – начале ХIХ вв. Ещё три поколения Витановых писали иконы и резали по дереву до конца XIX в.; исследователям известны около 50 мастеров из этой династии, среди них живописцы Иоанникий (Йонко) Папа Витанов, Витан Коюв, Феодосий Коюв и резчик Кою Витанов (впоследствии архимандрит Константин). Произведения Витановых встречаются на территории всей Болгарии и в Румынии. Наиболее ранние датированные иконы исполнены в 1798 г. Папой Витаном Старшим (Христос Пантократор – Национальная художественная галерея, София) и его братом Симеоном (Николай Мирликийский) для церкви села Радуил, близ Самокова, что свидетельствует как о широкой известности тревненских мастеров, работавших вдали от родных мест, так и об их творческой активности. Исследователи отмечают, что для произведений Витановых характерны сохранение традиций иконописного письма, простота, спокойствие и цельность композиционных форм и колорита, отсутствие барочного натурализма или приёмов академической живописи Западной Европы. Иконописцы Витановы получали преимущественно заказы от приходских церквей богатых ремесленных городов, например, Габрова, Сливена, Севлиева, Шумена. В основном, они писали иконы св. покровителей различных ремесленных объединений (пророк Илия, святитель Спиридон, апостол Андрей, великомученик Пантелеимон и др.) с житийными циклами. Обычно Витановы работали вместе, одной артелью, исполняя как иконостасы, так и их резное убранство. Если в первое время существования тревненской школы (конец ХVII – начало ХVIII вв.) художников часто приглашали для росписи храмов, то позже они практически перестали получать подобные заказы, за исключением Феодосия Коюва, который в составе артели участвовал в росписи храма Раковицкого монастыря, церкви в Видине (до 1825 г.) и врачанской церкви Вознесения.

 
PR-CY.ru