ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК – в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с другими. В широком смысле этот термин употребляется, чтобы подчеркнуть большую значимость события, отмечаемого в этот день, определить разряд праздника и наличие соответственных богослужебных обрядов. В Тактиконе Никона Черногорца приведены сравнительные таблицы праздников по уставам Студийскому, Иерусалимскому и «Святогорскому» (в XI в. под «Святой горой» подразумевали несколько монашеских центров). Праздники подразделяются на великие, средние и малые, каждый разряд имеет особый знак; в частности, Великий праздник – (крест в круге; об этом см. в ст. Знаки праздников месяцеслова). К этому разряду отнесены все праздники, входящие в настоящее время в состав двунадесятых, а также дни памяти Иоанна Крестителя (два праздника: Рождество – 24 июня и Усекновение главы – 29 августа). Студийский устав не содержит правил чёткого разграничения праздников по разрядам. Статья Тактикона о делении праздников на разряды попала и в дисциплинарные части некоторых редакций Иерусалимского устава. В русских рукописных и печатных Типиконах (в том числе и в современных) Великий праздник имеют знак – крест в круге. Состав набора Великих праздников в разных редакциях Иерусалимского устава несколько различается; кроме того, знак креста в круге может встречаться и в дни, не названные великими в главе о разрядах праздников. Статья о делении праздников на разряды присутствует в современном русском Типиконе, в главе 48; к Великим праздникам отнесены все неподвижные двунадесятые праздники, а также праздники в честь Обрезания Господня и Василия Великого (1 января), Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), во имя Иоанна Крестителя (Рождество и Усекновение) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). В русских старопечатных (дониконовских) Уставах к Великим праздникам также относились дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая). Знак креста в круге имели день памяти Сергия Радонежского (25 сентября) и все подвижные двунадесятые праздники. В дни Великих праздников по Иерусалимскому уставу предписывается совершение всенощного бдения. Поются только песнопения праздника (т.е. Минеи), песнопения Октоиха отменяются (кроме совпадения Великого праздника с воскресным днём; при Великом празднике в воскресенье Октоих отменяется только на Господские праздники). В то время как двунадесятые Великие праздники имеют целый ряд особенностей, присущих им как двунадесятым (пред- или попразднство и др.), Великие праздники в честь святых отличаются от бденных, обозначаемых знаком (крест в полукруге), тем, что в этот день на утрене к канонам святых не прибавляется канон Божьей Матери.

 
PR-CY.ru