ВЕДЫ - Страница 2

Спецификой содержания и функционирования гимнов «Ригведы», а также особенностями древнего ведийского языка объясняется нарочито загадочный, усложнённый, часто неоднозначный стиль гимнов, делающий их чрезвычайно трудными для понимания и перевода. Но риши превосходно владели своим искусством и почитались как великие поэты. Их мастерство состояло в придании изощрённой словесной формы священному, шедшему от богов, истинному знанию, которое они постигали своим внутренним взором и интуицией. Хотя в гимнах часто говорится о поэтическом вдохновении, деятельность риши чаще всего описывается в терминах ремёсел – плотницкого, ткацкого или кузнечного. Мандала X отличается значительными изменениями в языке, стиле и содержании текстов, что свидетельствует о более позднем происхождении многих из них. Появляются новые представления о космогонии и структуре мира, попытки философского их осмысления, и это указывает на переход к следующей стадии древнеиндийской религии – брахманизму. В этой же мандале записаны гимны, где впервые дается членение общества на четыре слоя (варны). «Самаведа» почти целиком повторяет тексты гимнов «»Ригведы, но с обозначением напевов, которые использовались во время их исполнения. «Яджурведа» – самхита, связанная с ритуалом. Она состоит из жертвенных формул – яджусов и молитв – мантр, которые частично представляют собой тексты, заимствованные из «Ригведы». «Яджурведа» дошла до нас в нескольких редакциях, подразделяемых на две основные группы: Белая, состоящая из яджусов и мантр, и Чёрная, содержащая, кроме того, брахманы, пояснения к ритуалу в прозе. «Атхарваведа», или «Атхарвангираса» (по именам мифических жрецов Атхарвана и Ангираса), стоит особняком в ведийском каноне. Это собрание магических заговоров и заклинаний, имеющих фольклорное и, как полагают исследователи, неарийское происхождение, долгое время не признавалось арийскими жрецами, да и в настоящее время брахманская ортодоксия относится к нему настороженно. Включение его в ведийский канон произошло в результате сделанного брахманами длительного отбора, обработки и определённой подгонки текстов под ведийские стандарты (например, отдельный гимн этого сборника называется, как в «Ригведе», «сукта», хотя по сути кардинально отличается; последняя из 20 книг почти целиком повторяет тексты «Ригведы» и структурирована по литургическому принципу, как в «Яджурведе»). Существует предположение, что «Атхарваведа» формировалась в среде вратьев, арийских переселенцев первой волны, ассимилировавшихся с местными племенами и перенявших у них приёмы чёрной и белой магии, а также тексты заговоров и заклинаний против болезней, укусов ядовитых змей, бесплодия, порчи и прочих дурных явлений. Текст «Атхарваведы» дошёл до настоящего времени в двух редакциях («Шаунакия» и «Пайппалада»), значительно отличающихся друг от друга. Различные редакции и традиции имеются и у других самхит. Они связаны с разными брахманскими школами и позднее породили довольно разветвлённую комментаторскую литературу. Разные редакции и школы самхит имеют собственные, развивающиеся в их традиции брахманы, араньяки, упанишады, а также сутры – книги разъяснений по официальным и домашним ритуалам.



 
PR-CY.ru