Словарь по христианству В ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799–1862 гг.) – русский композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки А.Н. Верстовского был регент из села Мезинец, бывший придворный певчий Левит Шафранов. В 1816–1817 гг. А.Н. Верстовский учился в Санкт-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. – инспектор музыки, с 1830 г. – инспектор репертуара московских императорских театров, в 1848–1860 гг. – управляющий конторой дирекции московских императорских театров. А.Н. Верстовский – автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1830 гг. А.Н. Верстовский создал три духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии Иоанна Златоуста). По данным Николая Фёдоровича Финдейзена, эти произведения исполнялись в церкви Вознесения у Никитских ворот и в университетской церкви мученицы Татианы. Положительную оценку «Обедни» дал Александр Александрович Алябьев в своём письме 1834 г. А.Н. Верстовскому принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, как полагают исследователи, в поздний период творчества композитора. К произведениям духовного содержания исследователи относят гимн «Велик Господь» (на слова Николая Михайловича Языкова) для хора и оркестра, сочинённый А.Н. Верстовским в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 г. в зале московского Благородного собрания). По мнению исследователей, духовно-музыкальные сочинения А.Н. Верстовского отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки его оперному и романсовому творчеству. Все концерты написаны в трёхчастной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников А.Н. Верстовского В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приёмы имитационной полифонии. Исследователи отмечают, что в рамках раннеромантической гармонии А.Н. Верстовский широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов; большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает некоторые песнопения «Преждеосвященной обедни». Произведения А.Н. Верстовского на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в Санкт-Петербург директору Придворной певческой капеллы Фёдору Петровичу Львову, о чём сообщал в письме Владимиру Фёдоровичу Одоевскому в 1836 г. В этом письме А.Н. Верстовский упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для четырёх голосов (в настоящее время не найден). «Обедня» и духовные концерты А.Н. Верстовского вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве протоиерея Дмитрия Разумовского.

 
PR-CY.ru