ВОРОНИХИН Андрей Никифорович

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759/1760 – 1814 гг.) – русский художник и архитектор периода классицизма, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Родился в семье крепостных графов Строгановых, обучался рисованию и живописи в иконописной мастерской в селе Ильинском, затем в Пыскорском монастыре, с 1777 г. – в Москве, в 1779 г. – в Санкт-Петербурге, где был служителем при Павле Александровиче Строганове (сыне президента Академии Художеств Александра Сергеевича Строганова). В 1785 г. получил вольную. Вместе с П.А. Строгановым совершил ряд путешествий по России и за границу как художник и учитель рисования, посещал клуб якобинцев в Париже. Во время пребывания в Германии, во Франции и в Швейцарии (1786–1790 гг.) А.Н. Воронихин занимался архитектурой. За полотно «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793 г.) в 1794 г. Советом Академии Художеств был признан «назначенным по перспективной и миниатюрной живописи», за картину «Вид Строгановской дачи» (1797 г.) получил звание академика перспективной и миниатюрной живописи. С 1795 г. А.Н. Воронихин – личный архитектор графа. П.А. Строганова. В 1800 г. за проект галерей у ковша Самсона, обелиска и ваз-фонтанов в Петергофском парке был утверждён Академией Художеств в звании архитектора, в это же время начал педагогическую деятельность, в 1802 г. стал профессором, в 1811 г. – старшим профессором архитектуры, руководителем архитектурного класса. Главное произведение А.Н. Воронихина – Казанский собор в Санкт-Петербурге, над проектированием и строительством которого он начал работать в 1800 г., присоединившись по протекции графа А.С. Строганова к объявленному годом ранее конкурсу. Император Павел I велел на месте упразднённой церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери (1733–1737 гг., архитектор Михаил Григорьевич Земцов) построить храм с окружающей площадь колоннадой наподобие ансамбля собора св. Петра в Риме и площади перед ним. Утверждённый ранее проект Чарлза Камерона в ноябре 1800 г. был отвергнут и заменён вариантом А.Н. Воронихина. По мнению Ольги Медведковой, базиликальный план собора в проекте А.Н. Воронихина больше соответствовал представлению императора Павла I о будущем соборе, вдохновлённого идеей объединения церквей. В конце 1800 г. была создана специальная комиссия во главе со П.А. Строгановым, который добился передачи всех заказов, связанных со строительством собора, в ведение Академии Художеств. Графические работы А.Н. Воронихина позволяют исследователям проследить развитие авторского замысла создания собора, главный вход которого из-за особенностей отведённого под строительство участка должен был располагаться со стороны боковой улицы.

 



 
PR-CY.ru