«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

На полях иконы изображены Николай Мирликийский и мученик Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещённого акафиста иконе и блаженной Матроне (другой образ, созданный также по воле старицы, в настоящее время пребывает в московском женском монастыре в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Под названием икона «Взыскание погибших» исследователям известны два извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине Её платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из села Бор и города Таруса, из московской церкви святителя Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в другом варианте (иконы из Раковского монастыря, из московской церкви Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода второго типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в первом типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во втором изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Её правом колене (или коленях); в первом варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части которого надпись-посвящение. На иконах первого типа на голове Богородицы традиционный мафорий; на иконах, подобных образу Раковского монастыря, Её голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи. Иконография богородичных образов первого типа известна исследователям с XII в. (мозаика церкви св. Франчески в Риме, 1130–1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (последняя треть XIII в.), Толгской (конец XIII в.) икон Божьей Матери. Несмотря на известность в русской традиции этой иконографии, её появление в XVIII в. в варианте иконы «Взыскание погибших», по мнению исследователей, может быть обусловлено влиянием западной художественной культуры, в том числе воспринятой через посредство украинской иконописи. О косвенном влиянии западного образца в изводе первого типа исследователи судят по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиционного иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдалённо напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах другого извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, который виден через окно архитектурного портика. В современной русской Минее на февраль помещено полиелейное последование иконе «Взыскание погибших». В него входят в том числе, следующие элементы: два тропаря, седьмого гласа и четвёртого гласа; канон четвёртого гласа, ирмос; в последовании использованы общие кондаки Богородицы шестого гласа.



 
PR-CY.ru