«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

В 1924 г. монахини монастыря отказались передать её обновленческому архиепископу (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чём он 17 сентября того же года писал в донесении представителям местной власти (Государственный архив Самарской области). После закрытия Раковского монастыря в 1928 г. икона, как полагают исследователи, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 1930 гг. в Покровском храме города Самары (в 1935–1991 гг. – Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «Взыскание погибших», но, по заключению Куйбышевского епископа Иеронима (Захарова), это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению епископа Иеронима, в 1953/1954 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «Взыскание погибших», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в настоящее время. По вторникам перед иконой поётся акафист; в день её празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в середине сентября крестном ходе вокруг города. Икона писана на доске без ковчега. Её размеры (31,7х23,9 см) близки описанным священником П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Её главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на её близость к памятникам, выполненным под влиянием западных (итальянских или критских) образцов в конце XVIII в. В рукописях Раковского монастыря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была тёмной, и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Исследователям известны случаи появления на лике Божьей Матери, лике и руках Младенца капелек мира, например, с мая по октябрь 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел которого был посвящён иконе «Взыскание погибших», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сёл. По словам А.И. Кадышевой, в начале 1860 гг., во время её остановки в Нижнем Новгороде по пути из Санкт-Петербурга, Нижегородский епископ Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, которая была выполнена инокиней Дивеевского монастыря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Другая копия, написанная настоятельницей Раковского монастыря игуменьей Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса (судьба этих двух списков исследователям неизвестна). В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином села Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии Григорием Журавлёвым 13 февраля 1888 г. Этот список, как и все другие иконы, Г. Журавлёв, инвалид по рождению, лишённый рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

 



 
PR-CY.ru