«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Икона «Взыскание погибших» из Раковского во имя Святой Троицы монастыря почитается в Самарском крае и Поволжье с начала 1860 гг. Основным источником сведений о ней является очерк самарского священника Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Священником П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Святой Троицы женского монастыря игуменьей Анатолией (Тейс), которая на протяжении 23 лет была очевидицей многих чудес от иконы. Среди пяти рукописей, посвящённых иконе «Взыскание погибших», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», другая переписана дочерью А.И. Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Ещё одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери “Взыскание погибших” по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, которые произошли в 1861–1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи). Икона «Взыскание погибших» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. или во второй половине XVIII в. Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А.И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей женской монашеской общины близ села Раковка Самарской губернии, куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестёр Раковской обители М.В. Тихановой, сопровождавшей А.И. Кадышеву во время её пребывания в Санкт-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «Взыскание погибших» исцелился 11-летний сын графа Шереметева. Известие об этом дошло до Московского  митрополита Филарета (Дроздова), пожелавшего увидеть икону. На средства графа Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку Филарета (Дроздова) был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. По мнению исследователей, именно этот драгоценный убор украшает икону в настоящее время. Первоначально икона «Взыскание погибших» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой тёплой домовой церкви настоятельского корпуса; для поклонения молящихся её спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. её приносили из монастыря в город Ставрополь (современный Тольятти Самарской области), Мелекесский завод (современный Димитровград Ульяновской области), в сёла Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Синод дал разрешение ежегодно на два месяца доставлять икону в город для поклонения.

 



 
PR-CY.ru