«ВЕСТНИК СВЯЩЕННОГО СИНОДА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СССР» - Страница 2

В неофициальной части публиковались статьи, посвящённые обоснованию и оправданию обновленчества, очерки истории движения (Б.В. Титлинова, С.М. Зарина, профессора Александра Ивановича Покровского, «архиепископа» Николая Платонова, «епископа» Константина Смирнова, «епископа» Николая Русанова, протоиерея В. Алешинцева, протоиерея А. Аретинского); многочисленные статьи по церковному праву (протоиерея Николая Григорьевича Попова, «протопресвитера» П.Н. Красотина, «епископа Томского» Сергия Дмитриевского и др.), которые, как правило, также содержали апологию обновленчества. Несколько статей посвящены конкретным вопросам «церковного обновления»: «О литургических реформах» священника К. Смирнова, «О неотложной необходимости перевода православного богослужения со славянского языка на русский» протоиерея Н. Попова и др., ряд статей – апологетике христианства перед лицом безбожия («митрополита» Александра Введенского, Иродиона Дометиевича Холопова, Владимира Николаевича Турчанинова). В продолжение всего времени издания одной из основных тем журнала была борьба с сектантством, причём многие опубликованные статьи (профессора Василия Захаровича Белоликова, протоиерея Василия Ивановича Адаменко (впоследствии иеромонах Феофан), протоиерея Александра Павловича Эндеки, священника В. Приходского, протоиерея Николая Николаевича Фетисова и др.) содержат ценные сведения по внутренней жизни рационалистических и мистических сект, а также различных старообрядческих согласий в 1920 гг. В «Вестнике» иногда печатались материалы и необновленческих авторов: выдержки из статей католического епископа Мишеля д'Эрбиньи «Впечатления иностранца от современной церковной Москвы», дореволюционная статья Александра Викторовича Ельчанинова «Каноны и церковная организация» и даже проповедь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в записи слушательницы. Хотя подписка на «Вестник» на 1932 г. была объявлена, издание закончилось, как полагают исследователи, из-за ужесточения религиозной политики государства и прекращения финансирования из ГПУ. Поскольку другие обновленческие периодические издания и издательства закрылись ещё раньше, издательская деятельность обновленцев на этом завершилась. Несмотря на явно тенденциозный или провокационный характер большей части публикаций, из-за отсутствия других, более достоверных церковных изданий и плохой сохранности архивов, «Вестник» является одним из основных источников для изучения не только обновленческого раскола, но и всей церковной жизни в СССР в 1920 гг.



 
PR-CY.ru