ВИТРАЖ - Страница 4

Поскольку в их составе присутствуют следы как западноевропейской, так и византийской рецептуры варки стекла, о происхождении восточно-христианского витража ведутся споры. По документам, собранным Иваном Егоровичем Забелиным, а также по западноевропейским гравюрам, исследователи отмечали эпизодическое использование цветных оконных стёкол в древнерусских храмах, но в целом стекло как материал для святых изображений не приветствовали, опасаясь хрупкости материала. В XVIII–XIX вв. производство икон на стекле стало популярным во многих сёлах румынской Трансильвании (самая древняя из известных датируется 1780 г. и принадлежит мастеру из Брашова по имени Ионица). Появление витражей в православных храмах России начиная с XVIII в. было обусловлено переменами в религиозной культуре, прежде всего, ориентацией русских зодчих XVIII–XIX вв. на памятники Западной Европы, когда в куполах стали использовать круглые окна (люминарии), в которых часто устанавливали жёлтые стекла с изображением Всевидящего Ока (церковь Спаса Нерукотворного образа при Главных дворцовых конюшнях, церковь св. Александра Невского при Сенате и др.). Появились и стали распространённым явлением иконы на стекле во многих православных храмах XIX в. Витражи получили распространение в России с появлением стиля эклектики, воплотившей в архитектурной практике идеи романтизма, для которого символика стекла была притягательна: одновременно оно было знаком входа в неземное царство истины, света и духа, и преграды, защищающей человека от ослепительного Божественного сияния. Витражи (цветные окна) стали обязательной принадлежностью псевдоготики, одного из проявлений стиля эклектики, например, декорация церкви св. Александра Невского (Карл Фридрих Шинкель, проект 1829 г., построена 1831–1834 гг., парк Александрия в Петергофе). Утверждение витража произошло после установки в алтарном окне Исаакиевского собора огромной стеклянной иконы с изображением благословляющего Христа после Воскресения (1844 г., проект художника Генриха Марии фон Гесса), послужившей образцом для многих церквей в столице и провинции. В 1820–1910 гг. были украшены витражами больше 30 православных храмов, существовавшие раньше и новые, в Санкт-Петербурге, других городах и монастырях: Спасо-Преображенский собор в Выборге (1788 г.), церковь Успения во Львове (построена в конце XVI – начале XVII вв., витражи начала XX в.), семинарская церковь в резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах (1878 г.).



 
PR-CY.ru