ВИТРАЖ - Страница 3

Циклы витражей получили распространение в Германии, например, в соборах Кёльна, Ульма и Нюрнберга. Помимо религиозных сюжетов на витражах, подаренных храмам ремесленными цехами, появились изображения каменщиков, сапожников, других мастеров за работой (собор в Шартре). В XV в. сказалось подражание витража живописи маслом: орнаментальный фон заменили пейзажи и интерьеры, в свою очередь, витраж оказал воздействие на искусство книжной иллюминации в период зрелого и позднего Средневековья. В эпоху Возрождения витраж утратил связь с архитектурой, перерождаясь в живописную картину: открытие прозрачных эмалей позволило расписывать формы чистого стекла. Для Лоренцо Гиберти, Паоло Уччелло, Донателло, Альбрехта Дюрера, создававших эскизы витражей, он не более чем живопись на стекле. Несмотря на оживление в XVI в. в связи с изготовлением витражей для соборов в Париже, Руане, Бове, Труа (Франция), Гауде (Нидерланды), Брюсселе (Бельгия) и др., к концу века в искусстве витраж витража настал упадок, в ансамблях барокко и классицизма он не был востребован. С возникновением интереса к готике в Западной Европе XIX в. были предприняты попытки возродить витраж, которые сводились, главным образом, к стилизациям. Под влиянием искусства Западной Европы для украшения окон вместо традиционного цветного остекления витраж с образами святых стал использоваться на востоке христианского мира: с XII в. – в некоторых храмах Константинополя (церковь Пантократора), в церкви Богородицы монастыря Студеница (орнаменты с геральдическими мотивами, северный фасад главного нефа, XIII в., Сербия). Цветные стёкла, в том числе с росписью, использовались и в храмах Древней Руси. Их фрагменты археологи обнаружили при раскопках (в основном, в восточной части храмов) Десятинной церкви в Киеве, Нижней церкви в Гродно (медные обоймицы с цветными стёклами круглой, прямоугольной, овальной и ромбовидной формы), церкви Иоанна Златоуста в Холме, а также в храмах Галича, Великого Новгорода, Владимира (девять стёкол в Мономаховом городе между Рождественским монастырём и Дмитриевским собором и др.) и в Суздальском кремле. 85 фрагментов археологи собрали в Успенском соборе Елецкого монастыря (Чернигов) в слое пожара на месте алтарной преграды (синие, жёлтые, красные, тёмно-зелёные; многие с растительной и геометрической росписью). Большая серия фрагментов тёмно-красного стекла с росписью (растительный орнамент и несколько букв надписи) найдена на городище Старя Рязань при раскрытии в 2001–2002 гг. к северо-востоку от придела церкви святых Бориса и Глеба (первая половина 1190 гг.).

 



 
PR-CY.ru