ВЛАДИМИРСКИЙ Фёдор Стратоникович

ВЛАДИМИРСКИЙ Фёдор Стратоникович (род. в 1875 г.) – православный богослов и церковный писатель. Сын священника. Окончил Волынскую духовную семинарию (1895 г.) и Московскую духовную академию (1899 г.). С 20 января 1900 г. – преподаватель Священного Писания Волынской духовной семинарии. Магистр богословия (1913 г.). Автор русского перевода сочинения Немесия Эмесского «О природе человека» (с предисловием, примечаниями, приложением краткого словаря, указателя и предисловий различных иностранных издателей Немесия в русском переводе), а также фундаментального исследования «Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе». В обеих работах обобщаются достижения современной Ф.С. Владимирскому западной науки по данному вопросу. «Антропология и космология Немезия, епископа Емесского...» – первый в русской богословской науке опыт систематического изложения философии Немесия в связи с богословскими и философскими направлениями мысли патристического периода. В первой части работы содержится анализ философии Немесия, представлена её связь с идеями древнегреческой и эллинистической философии, богословием александрийской школы (см. ст. Богословские школы древней церкви); вторая часть (своего рода патристическая энциклопедия по космологии и антропологии) посвящена, главным образом, раскрытию вопроса о вкладе космологических и антропологических воззрений Немесия в последующую патристическую литературу и о месте христианской антропологии вообще в догматическом учении церкви. Ф.С. Владимирский ставит Немесия в один ряд с Климентом Александрийским и Григорием Нисским, которые стремились «сблизить философию с христианством при посредстве антропологии». Антропологические идеи Немесия, согласно выводам Ф.С. Владимирскому, имели значительное влияние на последующее христианское богословие, в частности, «играли важную роль в разработке христологических вопросов». Особенный интерес для исследователей представляет раздел, посвящённый влиянию Немесия на последующих христианских писателей – Иоанна Филополна, Илию Критского, Иоанна Дамаскина, Мелетия Монаха. К церковно-научным трудам Ф.С. Владимирского исследователи относят также статьи «Святой Иоанн Златоуст как христианский мыслитель и экзегет», «Об избрании и постановлении епископов в первые три века», а также ряд работ по Ветхому Завету: «Состояние души пророков при откровениях Духа Святого», «Книга Притчей Соломоновых, её происхождение, характер и изъяснение по тексту LXX» (учебное пособие). В публичной лекции «Современный пессимизм и ветхозаветное учение о суетности всего земного», прочитанной в Мариинской женской гимназии Житомира, Ф.С. Владимирский сравнивал идею Еккл. 1:2, 14 («Суета сует... всё – суета и томление духа!») и пессимистические направления философской мысли Нового времени. Источником внехристианского пессимизма, по мнению Ф.С. Владимирского, является учение Платона, «считавшего внешний мир только относительной действительностью, постоянно изменяющейся, а потому – не истинной», а также философия стоиков, которые проповедовали полное отречение от мира с его благами. Прямым «предшественником новейшего философского пессимизма в истории человеческой мысли» Ф.С. Владимирский считал скептицизм. Он пришёл к заключению, что Екклесиаст не скептик и не пессимист, поскольку для него «отрицание всего земного, как суетного, не есть цель... а лишь путь или метод к положительным выводам».

 
PR-CY.ru