ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ - Страница 4

С 1760 гг. в Покровском уезде была известна Патриаршина местность (село Орехово и его окрестности, в настоящее время город Орехово-Зуево и его южные пригороды в Московской области), населённая, главным образом, поморцами брачного согласия. В 1765 г. благодаря усилиям зуевского купца Ивана Фёдоровича Кононова императрица Екатерина II издала указ об отмене двойного налога и венечной пошлины со старообрядцев. Впоследствии этот регион стал одним из центров российской промышленности, во главе которой стояли местные старообрядцы поморского согласия – Зимины, Кононовы, Морозовы. В деревне Кабаново жили начётчик и полемист Иван Иванович Зыков, уставщик А. Семёнов. Кудыкинская волость была центром гектографирования и распространения старообрядческой литературы, в деревнях Ионово, Кабаново, Кудыкино работали известные всей России старообрядческие школы. 22 декабря 1913 г. в селе Зуеве (современный город Орехово-Зуево) был освящён построенный по проекту Ильи Евграфовича Бондаренко молитвенный дом, в 1924 и 1927 гг. в нём заседал поморский Духовный совет центральной области, в 1936 г. молитвенный дом был закрыт, в 1930 гг. закрылись и другие поморские моленные. В начале XX в. поморцы брачного согласия преобладали также в деревнях Тургенево, Черниченка, Кошкинка, селе Ляхи, погосте Игов Меленковского уезда, в селе Выезд, деревне Красная Яблонь Гороховецкого уезда. В настоящее время поморские общины во Владимирской области существуют в городах Коврове, Гороховце, Александрове, Киржаче. Ковровский уезд в ХIХ в. был центром Спасова согласия. Ковровские предприниматели – старообрядцы братья Першины активно участвовали в реформировании согласия. В деревне Ильиной близ Коврова они собрали уникальную библиотеку древних рукописей и старопечатных книг (её значительная часть находится в Древлехранилище Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге). До середины 1830 гг. на средства Першиных в Коврове содержался старообрядческий женский монастырь, где переписывались книги (закрыт в 1929 г.). У Першиных долгое время жил А.А. Комиссаров – спасовский начётчик и полемист. Филипповцы и федосеевцы имели моленные в деревнях Овсянниково и Соколово. Пользовался известностью филипповский скит в селе Богослове. В деревне Кашенке были кельи, где жили «пустынные» люди, как полагают исследователи, странники (о «пустынной вере» в этих местах помнили ещё в конце 1980 гг.). В конце XX в. во всех названных поселениях оставались единичные последователи старообрядческих согласий, малочисленная община строгих федосеевцев существует в настоящее время в Вязниках. В 1853 г. в Белокриницком монастыре для российских старообрядцев Белокриницкой иерархии во архиепископа Владимирского и всея России был рукоположён Антоний (Шутов). Храмы белокриницкого согласия во Владимирской губернии существовали в деревне Губинской, сёлах Дунилове и Иванове (современный город Иваново), в Шуе, при Дулёвском фарфоровом заводе Матвея Сидоровича Кузнецова (ныне в Московской области). В 1912 г. была зарегистрирована община во Владимире, в 1913–1915 гг. построившая на углу улиц Большой Московской и Летнеперевозинской возле Золотых ворот храм во имя Святой Троицы (закрыт в 1928 г.).

 



 
PR-CY.ru