Словарь по христианству В ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился близ города Валуйки Воронежской губернии (ныне Белгородская область), при впадении реки Валуй в Оскол. Время основания исследователям неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800 г.), Валуйский монастырь впервые упоминается в конце XVI в. как пустынь. К началу XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону святителя Николая, обретённую, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время Валуйский монастырь был разорён «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613–1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Фёдоровича «отставным служилым человеком» Корнилием (ум. в 1625 г.) вместе с несколькими сподвижниками; в январе 1624 г. Валуйский монастырь получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. монастырь неоднократно подвергался разграблению со стороны литовских отрядов и разбойников. Валуйский монастырь был одним из беднейших в Центральной России, а в Воронежской епархии (до 1764 г.) – единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 1720–1730 гг. обители были пожалованы небольшие участки земли, к середине XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В монастыре проводилось пять ярмарок в год, были скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. Валуйский монастырь стал заштатным, лишился почти всего имущества. В середине XVIII в. братия состояла из трёх иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, которые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение монастыря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чём в 1800 г. писал строитель монастыря Воронежскому епископу Арсению (Москвину). По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились несколько десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители.

 



 
PR-CY.ru