ВИНО - Страница 8

В первые века существования монашества питьё вина монахами не одобрялось. Устав Пахомия и обители в Тавенниси разрешал употребление вина только больным. Известны истории об авве Сисое, который не принял третьей чаши вина, напоминая об искушениях от сатаны. Другой же старец во время праздника вовсе отказался от вина, назвав его «смертью». В «Луге духовном» Иоанна Мосха (VII в.) приводится ответ аввы Феодора Пентапольского, призывавшего воздерживаться от вина даже в случае прихода гостей. Однако авва Иперехий говорил, что лучше пить вино, чем клеветать на брата. По Уставу Венедикта Нурсийского (VI в.) всем монахам разрешалось в день не больше одной чаши вина, но главным требованием было не допускать опьянения. В уставах студийской традиции в непостные периоды литургического года за обедом полагалось три чаши вина, а за ужином – две. По средам и пятницам вино обычно запрещалось. В будние дни малых постов за единственной трапезой в девятом часу разрешалось две чаши вина. Великим постом в первую седмицу и во все среды и пятницы последующих седмиц вместо вина монахам предлагался тёплый напиток с перцем, тмином и анисом, а в прочие дни – по одной чаше за ужином (в будни) или по три – за обедом и по две – за ужином (в субботы и воскресенья). Указания для Страстной седмицы обычно те же, что и для первой, но некоторые уставы назначают по чаше вина в Великие вторник (ради последования Страстей Христовых), среду и пятницу, по две – в Великий четверг (ради воспоминания Тайной вечери). С XI в. (например, в Пандектах Никона Черногорца) отмечается значительное ужесточение устава поста, в том числе относительно употребления вина. По ныне действующему Типикону в течение года вне постов вино можно пить ежедневно, кроме сред и пятниц (в эти дни вино дозволяется по праздникам). В Апостольский (Петров) и Рождественский посты устав о вине тот же, но к среде и пятнице прибавляется понедельник. Великим постом вино дозволяется только по субботам, воскресеньям и в некоторые праздники; Успенский пост имеет тот же устав. Уставные предписания о вине необходимо понимать в том смысле, что вино некогда было практически единственным напитком, кроме воды (и может оставаться таковым: например, в монастырях Афона во время трапезы подаются только вода и вино), имевшим помимо прочего и медицинское значение. В русских монастырях за недостатком виноградного вина эти предписания не исполнялись буквально.



 
PR-CY.ru