Словарь по христианству В ВИНО - Страница 7

ВИНО - Страница 7

Аналогичное положение было с XVII в. закреплено и в практике Русской церкви (см. «Учительное известие» (1694 г.) в приложении к Служебнику), хотя в предшествующий период в случае необходимости допускалась замена литургийного вина схожими напитками (например, польский католический автор конца XV – начала XVI в. Ян Сакран обвинял православных священников в замене евхаристического вина яблочным «квасом», а Московский митрополит Макарий (1542–1563 гг.) дважды издавал грамоты о допустимости совершения литургии на вишнёвой наливке по причине непозволительно низкого качества привозного вина). Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. вновь разрешил в связи с начавшимся после революции голодом и перебоями с продовольствием заменять красное вино белым или другими сортами (изюмным) и в крайнем случае, соками. При этом доброкачественность вина оставалась основным требованием (Иван Алексеевич Карабинов). Дозволение употреблять ягодные соки для евхаристии дало российским новомученикам и исповедникам XX в. возможность совершать Божественную литургию в условиях лагерей и тюрем. В настоящее время ввиду доступности полноценного вина совершение евхаристии не на чистом виноградном вине не допускается. Помимо евхаристии вино используется в других таинствах и священнодействиях. Св. отцы защищали возможность умеренного употребления вина в обыденной жизни против современных им ригористических и еретических движений (эбионитов, энкратитов, манихеев и проч.), считавших сам напиток злом. Согласно каноническим правилам, епископов, пресвитеров и диаконов следует извергать из сана, а мирян отлучать от церкви, если они отказываются от вина не ради подвига воздержания, а по причине гнушения. Климент Александрийский, специально рассматривавший вопрос о том, как следует вести себя христианам на пирах, рекомендовал только молодым людям совсем воздерживаться от вина, прочим же советовал употреблять его умеренно по вечерам, при наступлении холодов и для улучшения пищеварения. Пожилым же людям, по мнению Климента, вино можно пить в больших количествах, но не доводить себя до помутнения рассудка и падений. Такая система воззрений на вопрос об употреблении вина восходит к Платону. Как отмечал Иоанн Златоуст, «не вино – зло, а пьянство». Проблеме пьянства посвящена беседа Василия Великого «На упивающихся». Пьянство в отличие от умеренного употребления вина считается тяжёлым грехом. Воздержание от вина может использоваться как епитимья.

 



 
PR-CY.ru