ВИНО - Страница 6

На Западе Трибурский Собор (895 г.) постановил брать две трети вина и одну треть воды (19-й канон), и это правило сохранялось ещё в XIII в. Позже для смешения стали использовать небольшую ложечку и вливать всего несколько капель. Помимо различия в пропорциях по-разному толкуется и символическое понимание обряда соединения вина и воды: на Западе вода ассоциируется с церковью (ср. Откр. 17:15), а вино – с Христом, тогда как на Востоке они воспринимаются как указание на Божественную (вино) и Человеческую (вода) природы Спасителя. Единственная традиция, где вино не разбавляется водой, – армянская; эта практика была осуждена православной церковью. В древности сорт и оттенок литургического вина не регламентировались, хотя о красном оттенке евхаристического вина косвенно говорится уже у Иринея Лионского. В настоящее время в РПЦ принято использовать только красные десертные вина (как правило, кагор или сходные сорта), но на христианском Востоке употребляются помимо красных (сухих или десертных) также и розовые и белые сорта. У католиков с XVI в. рекомендуется использовать для мессы белые сорта вина. Практика совершения евхаристии только на воде расценивалась св. отцами как еретическая. Однако, учитывая возможность отнесения евангельского учения о «воде живой» не только к таинству крещения, но и к евхаристии (Ин. 4:10–14; 7:38; Откр. 7:17; 21:6; 22:1, 17), а также на основании свидетельств о практике раннехристианских (апокрифические Деяния апостолов Петра, Фомы, Иоанна) и гностических сект (эбиониты, энкратиты, татиане, маркиониты, апостолики, манихеи, акварии и др.), ещё в XIX в. была выдвинута гипотеза об изначальности совершения евхаристии на хлебе и воде без вина. Эта гипотеза была сразу отвергнута большинством учёных. Хотя существование разных локальных литургических традиций уже в апостольскую эпоху – несомненный факт, но совершение евхаристии на хлебе и воде без вина противоречит новозаветному учению о таинстве евхаристии. В последующие века также были известны отклонения от общепринятой церковной практики, прежде всего, ввиду особых климатических условий. Хотя использование соков из ягод и овощей для совершения евхаристии запрещено канонами, в Коптской и Эфиопской церквах может использоваться так называемое изюмное вино. В католической церкви с XVI в. официально закреплено положение, согласно которому таинство евхаристии вовсе не совершится, если обнаружится какое-либо несоответствие в веществах таинств, в частности, вино не будет чистым виноградным напитком.

 



 
PR-CY.ru