ВИНО - Страница 5

Вино упоминается уже в самых первых строках Евангелий: евангелисты, говоря об Иоанне Крестителе, особо подчёркивают, что он воздерживался от вина (Лк. 1:15; ср.: 7:33; Мф. 11:18), поскольку полностью посвятил себя служению Богу, подобно назореям (см.: Числ. 6:3; Суд. 13:7). В отличие от Иоанна об Иисусе Христе говорится, что во время Своего земного служения Он употреблял вино (Мф. 11:19; Лк. 7:34). Христос Сам объяснял это тем, что присутствие Жениха является временем праздника (Мк. 2:18–22). Мессия Иисус – больше чем пророк, а значит, соответствующие ветхозаветные предписания о назореях к Нему не применимы (ср. притчу о новом вине и старых мехах – Мк. 2:22). В Евангелии от Иоанна сообщается о чуде, которое Он совершил в Кане Галилейской (Ин. 2:1–11, ср. 4:46), превратив большое количество воды в вино, что наряду с чудесами насыщения нескольких тысяч человек служило предвестием наступления Царства Небесного и мессианского пира. Хотя в повествованиях о Тайной вечере еврейский термин не встречается ни у синоптиков, ни у апостола Павла (Мф. 26:20–29; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–28; 1 Кор. 11:23–25), очевидно, что в чаше, над которой Спаситель произнёс благословение, находилось вино (см.: Мк. 14:25; Мф. 26:29; Лк. 22:18). Когда апостол Павел говорит о «трапезе Господней» в Коринфской церкви, он также упоминает лишь о чаше, не называя прямо её содержимого (1 Кор. 10:16; 10:21). Вообще еврейский термин в его посланиях встречается не часто. В Рим. 14:21 он советует воздерживаться от мяса и вина. В Еф. 5:18 на основании Притч. 23:31 он предупреждает от чрезмерного пития вина., хотя умеренное употребление вина может быть полезно для здоровья (1 Тим. 5:23–24). В христианской церкви в богослужении вино употребляется за важнейшим богослужением христиан – евхаристией, во время которой вино прелагается в Кровь Христову (1 Кор. 10:16). В православной церкви принято к употреблению за литургией только чистое, беспримесное виноградное вино, растворённое водой. О смешении вина с водой Христом во время Тайной вечери говорится в institutio многих восточных анафор (экзегетическим аргументом обычно служит Ин. 19:34). «Святое соединение» вина и воды совершается во время приготовления Даров к литургии; особенностью византийской традиции является повторное добавление воды в евхаристическое вино в чине теплоты. Точные пропорции при соединении вина и воды в византийской традиции не оговариваются; отмечается лишь, что при разбавлении водой евхаристическое вино не должно терять своего вкуса. У сирийских яковитов вино смешивается с водой в равных пропорциях.

 



 
PR-CY.ru