Словарь по христианству В ВИНО - Страница 4

ВИНО - Страница 4

Ритуал возлияния вина служил в гомеровскую эпоху началом общей трапезы и использовался в культе мёртвых. Начиная с классической эпохи и до эпохи домината он совершался между двумя отделениями пира, перед началом «симпосия». В древнейших текстах возлияние представляет собой жертву, призванную умилостивить богов и отвратить их гнев. Впоследствии значение обряда было забыто или почти не принималось во внимание, хотя каждая трапеза по-прежнему носила религиозный характер. Чаще всего чаша с вином посвящалась Зевсу Спасителю (Сотеру) или «доброму богу» (эпитет Диониса). Испитие вина воспринималось как связь с божеством. В греческой традиции вино считалось даром бога Диониса (Вакха), а производимые им аффекты (радость, вдохновение, исступление и т.п.) рассматривались как благословение. Почитание этого божества, имевшего фракийско-фригийское происхождение, широко распространилось по всему Средиземноморью и было связано не только с сезонными земледельческими праздниками (дионисиями, ленеями, анфестериями), но и с мистериально-оргиастическими культами, вызывавшими общественное осуждение и даже подвергавшимися запретам (например, запрет вакханалий в Риме в 186 г. до н.э.). Вино почти всегда смешивалось с водой. Считалось, что неразбавленное вино употребляют только «варвары» или провинциалы. Вино разбавлялось так: треть вина и две трети воды. В цитате из Втор. 32:33 «яд драконов» – вино безбожников – истолковывается аллегорически как путь греха всех, кто далёк от Бога. У кумранитов существовал ритуал благословения хлеба и вина, носивший мессианско-эсхатологический характер и служивший началом совместной трапезы общины. Похожий обряд вкушения благословенных хлеба и вина упоминается в «Повести об Иосифе и Асенефе», причём чаша с вином называется «чашей бессмертия» или «чашей благословения». У фарисеев каждая праздничная трапеза начиналась с благословения чаши с вином. Несмотря на то что по заповеди Второзакония (Втор. 8:10) благословение должно было произноситься только после насыщения, раввины учили, что человеку запрещено наслаждаться чем-либо, не поблагодарив прежде Создателя. Это привело к возникновению в I–II вв. н.э. множества благодарственных формул и благословений перед едой (для каждого рода пищи – свои). Особое благословение чаши с вином совершалось во время праздничной субботней трапезы. Четыре ритуальные чаши с вином входят в иудейский пасхальный чин, изложенный в Мишне (конец II – начало III вв.). Однако существование его в такой форме уже в I в. до н.э. – I в. н.э. отвергается большинством современных исследователей.

 



 
PR-CY.ru