Словарь по христианству В ВИНО - Страница 3

ВИНО - Страница 3

Вино символизировало и радость, и печаль. В Ис. 55:1 знаком благословения Божия вернувшимся из Вавилона евреям явилось то, что они могли купить вино и молоко без денег. В литературе Премудрости отмечается важность вина (Сир. 31:32), а употребление вина – с данным мудрецом наставлением (Притч. 9:2, 5; Сир. 40:20). Мысли, исполняющие человека, подобны «вину неоткрытому», ещё бродящему и ищущему выхода (Иов. 32:19), тогда как тихая жизнь Моава вдали от остального мира сравнивается с долго выдержанным качественным вином (Иер. 48:11). В Пс. 77:65–66 Бог, карающий отступников, уподобляется проснувшемуся «исполину, побеждённому вином». В Песни Песней любовь жениха и невесты слаще вина (Песнь. 4:10; 5:1; 7:10). Будущее райское время будет столь изобильным, что народ сможет мыть свои одежды в вине (Быт. 49:11), Яхве устроит для всех народов пир с лучшим вином (Ис. 25:6). Кубок вина в руке Яхве символизирует Его гнев и суд над Израилем и другими народами. Грешники должны испить эту чашу без остатка (Пс. 74:9; Иер. 25:15 слл.; 27). Испить чашу Божью – значит привлечь несчастье, наказание (Иер. 49:12; Плач. 4:21; Иез. 23:31 слл.; Авв. 2:16). Когда Бог даёт пить вино своему народу, он испытывает его стойкость (Пс. 59:5) или сокрушает его (Иер. 13:13–14). Использование вина в качестве символа жертвенной крови известно с середины II тыс. до н.э. (формула хеттской воинской присяги). Ветхозаветная фраза обозначает как принесение жертвы возлияния чужим богам (Втор. 32:38), так и приношение вина в богослужении Яхве (Исх. 29:40; Лев. 23:13; Числ. 15:5, 10; 28:7, 14; Ос. 9:4). Возлияние вина дополняло основное жертвоприношение. Количество жертвы для всесожжения было всегда точно предписано (Числ. 15:5–10; 28:14; Лев. 23:13). Ежедневные утреннее и вечернее жертвоприношения также заканчивались возлиянием вина, как в жертвоприношении назореев. На столе для хлеба предложения всегда стоял сосуд с вином (Числ. 4:7), вино было необходимой частью жертвенной трапезы. Жертвенное вино, сохранявшееся левитами, разливалось в кубки на жертвеннике для всесожжений (Сир. 50:15) или разбрызгивалось над жертвой, которая сжигалась (Числ. 15:7). В древности в Средиземноморском регионе культивировалось до 150 сортов винограда. Греки и римляне предпочитали темное красное вино. Лучшими считались хиосское в Греции и фалернское в Италии. Однако повсеместно употреблялось и плодовое вино (из фруктов). В некоторых странах вино настаивали на изюме. Культура винопития была очень развита. При раскопках в одних только Помпеях было идентифицировано около 200 таверн. В средиземноморской традиции трапеза обычно состояла из двух «отделений»: вкушения хлеба, овощей, мясных и рыбных блюд и испития вина и других напитков, сопровождавшегося продолжительной беседой (см., например, «Пир» Платона, Ксенофонта, «Сатирикон» Петрония, «Пир мудрецов» Афинея и др.) или увеселениями.

 



 
PR-CY.ru