Словарь по христианству В ВИНО - Страница 2

ВИНО - Страница 2

Вино брали в путешествие (Суд. 19:19), им снабжали гарнизоны в городах (2 Пар. 11:11; 32:28). Иисус Сирах перечисляет «кровь виноградной лозы» вместе с пшеницей, молоком, мёдом и маслом как наиболее важные пищевые продукты (Сир. 39:32). Употребление вина было необходимой частью любого праздника (Ис. 5:12), т.к. оно «веселит богов и человеков» (Суд. 9:13; ср.: Пс. 103:15; Еккл. 10:19; Сир. 31:32). В богатом доме комната для пиров называлась «комнатой для питья вина» (Есф. 7:8 в Синодальном переводе «дом пира»). Для пиров существовало много поводов: отнятие ребёнка от груди (Быт. 21:8), свадьба (Суд. 14:10), сбор винограда (Суд. 9:27), стрижка овец (1 Цар. 25:2, 36 сл.), постройка дома (Притч. 9:1–6), восхождение царя на трон (1 Пар. 12:39), заключение договора (2 Цар. 3:20 сл.), визит друзей, которым оказывают честь (4 Цар. 6:23; 1 Макк. 16:15). Вино пили после трапезы, дополняя удовольствие песнями, музыкой, украшением гостей венками цветов (Ис. 5:12; 28:1; Прем. 2:7). Женщины обычно не принимали участия в таких пирах (2 Цар. 13:23–32). Вино особенно рекомендовали больным (Еккл. 2:3; ср.: Зах. 10:7; Иер. 16:7), «огорчённому душею» (Притч. 31:6–7). «Ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне», – отвечает Сива царю Давиду, ищущему убежище (2 Цар. 16:2). Чрезмерное употребление вина в Древнем Израиле воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчёркивали его тяжёлые последствия. Пророк Исаия бросает обвинения тем, кто злоупотребляет вином и крепкими напитками (Ис. 5:11–12), Товит даёт своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоём» (Тов. 4:15). В Священном Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается (Пс. 106:27; Притч. 23:34), «изрыгивает» (Ис. 28:8; Иер. 25:27), имеет «багровые глаза» (Притч. 23:29), вызывает насмешки (Ос. 7:5), лишается приличия (Плач. 4:21), ума (Ос. 4:11), становится бедняком (Притч. 23:21; ср.: 21:17), а вожди – не способными выполнять их дело (Притч. 31:4–5). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя (Быт. 9:21), Лота (Быт. 19:31–38), Навала (1 Цар. 25:36–39), Давида (2 Цар. 11:13), Авесалома (2 Цар. 13:28), Илы (3 Цар. 16:9–10), Велиазара (Дан. 5:2), Олоферна (Иф. 13:2). Полное воздержание от вина считалось чем-то необычным. Отказ от вина мог быть обусловлен его связью с языческим образом жизни (Дан. 1:8; ср. Втор. 32:38). Пророк Даниил не пил вина три недели перед получением видения, когда «был в сетовании» (Дан. 10:2–3). Служащим священникам поэтому было запрещено пить вино под страхом смерти (Лев. 10:8–11; Иез. 44:21). Назореи также должны были отказаться от всяких напитков, сделанных из винограда, на всё время обета (Числ. 6:3; ср.: Суд. 13 и Ам. 2:12). Наконец, рехавиты не пили вина, т.к. стремились сохранить образ жизни номадов, без постоянных жилищ, сельского хозяйства и скотоводства (Иер. 35).

 



 
PR-CY.ru