ВИКЕНТИЙ Августопольский - Страница 3

Сохранились рассказы, посвящённые посмертным чудесам Викентия в Испании, чудо в монастыре св. Бертена (Бертинском) в X в. Викентий упоминается в творениях Павлина Милостивого, епископа Ноланского (V в.), а также Венанция Фортуната (VI в.) и многих других средневековых писателей. Последование, посвящённое исключительно Викентию, исследователям неизвестно. Служба 11 ноября, когда отмечается память Викентия, по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена, в основном, мученику Мине, с упоминанием в некоторых песнопениях имени Викентия (например: в каноне Иоанна Монаха четвёртого гласа, помещённом в современном последовании 11 ноября, в четвёртом тропаре восьмой песни и втором тропаре девятой; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и другие каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и Викентия (а также мученицы Стефаниды), этих же мучеников вместе с Феодором Студитом. Викентий обычно изображался как молодой безбородый мученик с тёмно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако встречаются изображения Викентия как средовека с бородой, например, в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), конец X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 1150–1160 гг.; в Чефалу в Сицилии, около 1148 г.; в монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) о Викентии сказано: «Юный без бороды». В византийском искусстве Викентий изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память которых приходится на тот же день (фреска в церкви №6 в Гёреме, первая половина X в. – только Викентий). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе №3 в Соганлы (Каппадокия), первая половина X в.; в Минологии Василия II (976–1025 гг.); в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме; в церкви Варвары в Соганлы, между 1006 – 1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в. – в рост); в церкви Карабаш-килисе в Соганлы 1060–1061 гг.; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 1030 гг., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в церкви Георгия Диасорита на острове Наксос, XI в.; в церкви Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180–1190 гг.; в церкви апостола Андрея в Ливади на острове Китира, XIII в.; в церкви Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309–1319 гг.; в церкви Вознесения монастыря Дечаны, 1348–1350 гг.; в церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.).



 
PR-CY.ru