ВИКТОР - Страница 2

Рабан Мавр (842 г.) по неизвестным причинам делает из воина Виктора епископа Массилии, что не находит подтверждения в других источниках. До начала XX в. достоверность «Страстей» Виктора не подвергалась сомнению, исследователи традиционно относили этот памятник к V в. (в качестве возможного автора «Страстей» предположительно назывался Иоанн Кассиан Римлянин) и считали его основой кратких актов и сказаний средневековых Мартирологов. Г. Кантен и вслед за ним Э. Дюпра отнесли возникновение сказания о Викторе к более позднему времени. По мнению Э. Дюпра, именно сведения Мартирологов Флора и Адона стали основой «Страстей» Виктора и кратких актов, которые этот автор датирует временем после 1047 г. и считает, что они были созданы в аббатстве Сен-Виктор близ Марселя. Поводом к написанию кратких актов стали события 1047 г., когда в Марселе было обнаружено захоронение императора Максимиана Геркулия, известного преследованиями христиан. Монахи аббатства Сен-Виктор отождествили патрона своего монастыря с местным мучеником и связали его казнь с гонениями императора Максимиана. С другой стороны, краткие акты были составлены раньше 1079 г., т.к. в них фигурирует один судья, производящий процесс над мучеником, что отражает внутреннее устройство Марселя до 1079 г., когда город был разделён на епископский и графский и соответственно действовал параллельно суд епископа и суд графа. В пространных «Страстях» дело ведут два судьи, что отражает ситуацию в Марселе после 1079 г. Э. Дюпра датирует «Страсти» XIII в. и считает, что они созданы при кафедральном соборе города Марселя. Э. Дюпра не ограничивается критикой житий Виктора, но отрицает существование его как реальной личности, считая, что речь идёт о трансформации в Галлии культа мученика Виктора Никомидийского, пострадавшего вместе с Виктором, Клавдианом и Вассой (память в Западной церкви 6 марта). Существование Виктора отрицает вслед за Э. Дюпра Ж. де Мантейе, который указывает на отсутствие какого-либо эпиграфического материала, говорящего о почитании мученика в Массилии в древности. Высказывались предположения, что в Галлию был перенесён культ другого мученика Виктора (память 11 ноября, память в Западной церкви 14 мая) или Виктора Фракийского (одного из дружины 37 мучеников, память 20 августа). Его мощи, по мнению учёного, были принесены в Массилию епископом Сатурнином Арелатским после арианского Собора в Константинополе (360 г). Историческое существование Виктора отстаивает современный исследователь Ж.Р. Паланк, который не видит в его житиях никаких признаков, указывающих на позднее происхождение. Описываемые во всех памятниках обстоятельства вполне соответствуют ситуации в Галлии времён правления Максимиана Геркулия. Более того ряд деталей свидетельствует о знакомстве автора «Страстей» с принципами римского правосудия периода поздней империи.

 



 
PR-CY.ru