Словарь по христианству В ВИКТОР

ВИКТОР

ВИКТОР (II в.) – мученик (память 11 ноября, память в Западной церкви 14 мая). Воин-христианин Виктор служил в римской армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. Виктор отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскалённую печь и оставили в ней в течение трёх дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого Виктора предали ещё большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котёл с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впоследствии исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанида увидела два лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а Виктору отсекли голову. Перед смертью Виктор предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда Виктор был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Житие Виктора сохранилось на греческом, латинском, коптском языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно латинским источникам, Виктор происходил из Киликии (Малая Азия), по греческой версии – он был родом из Италии. По латинским и греческим житиям, Виктор пострадал в царствование императора Антонина Пия (138–161 гг.), по коптским житиям – в гонения императора Диоклетиана, по мнению большинства историков, при императоре Марке Аврелии (161–180 гг.). Местом мученической кончины пространные греческие жития считают Дамаск, а краткие синаксарные – Италию (Минологий Василия II), коптские – Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство латинских источников – Александрию, некоторые позднейшие из них – Сицилию или Марсель (смешивая этого Виктора с Марсельским мучеником Виктором). Некоторые исследователи предполагают, что существовало два одноимённых мученика, один пострадал в Сирии, другой – в Египте, и что на определённом этапе произошло слияние культа этого Виктора и египетского мученика Виктора. Другие учёные считают, что Виктор принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сирийском происхождении. Существует также мнение, что в основе других версий лежит греческое житие или его прототип, составленный в III–IV вв., согласно которому Виктор претерпел мучение в Сирии.

 



 
PR-CY.ru