Словарь по христианству В ВИКТОР

ВИКТОР

ВИКТОР, апа Виктор, Виктор стратилат (III – начало IV вв.) – египетский мученик (память в Коптской церкви 27 пармуте; 22 апреля). Судя по коптским и копто-арабским источникам, исследователи сделали вывод, что Виктор был весьма почитаем в Египте в византийское и раннеарабское время. Сохранилось несколько коптских рукописей (саидский диалект) с описанием его мучений. Рукопись, изданная сэром Эрнестом Алфредом Томпсоном Уоллисом Баджем, содержит четыре версии, рукопись из Государственной публичной библиотеки, опубликованная Аллой Ивановной Еланской, – первую, совпадающую по сюжету с рукописью из опубликованных Э.А.Т. Баджем. Несколько фрагментов мартирия Виктора хранятся во Французской национальной библиотеке (Париж); фрагменты перевода этого сочинения на бохайрский диалект коптского языка издал Ф. Росси. Существуют также панегирики в честь Виктора, атрибутированные Римскому епископу Целестину, Феодосию Иерусалимскому, Иоанну Златоусту (два последних – в кодексе У. Буриана) и Феопемпту Антиохийскому (рукопись из коллекции Пьерпонта Моргана). Несколько фрагментов, хранящихся в Санкт-Петербурге и, по мнению исследователей, содержащих часть панегирика, приписываемого Иоанну Златоусту, опубликованы Оскаром Эдуардовичем фон Леммом. Несколько листов из Венской рукописи, относящихся, как полагают исследователи, к панегирику Целестина, изданы В. Тилем. Копто-арабское «досье» Виктора не менее обширно, чем коптское, однако мало исследовано и не издано. Есть два типа текстов: описание его мученичества (это различные панегирики на 27 пармуте) и сборники его чудес под 27 хатора (дата освящения церкви в честь Виктора). Панегирики атрибутированы епископу Эль-Бахнасы (Оксиринха) Кириаку (сохранились в шест рукописях XVI, XVII и XIX вв.), Димитрию Антиохийскому (в двух рукописях XV и XVIII вв.), Римскому епископу Целестину (две рукописи) и Табунтусу (Феопемпту?) Антиохийскому (одна рукопись). По мнению исследователей, два последних панегирика являются переводами с коптских оригиналов. Краткое описание мученичества Виктора содержится в копто-арабском синаксаре под 27 пармуте. Описание его чудес находится в рассказе копто-арабского синаксаря под 27 хатора о строительстве двух церквей в его честь, а также в тексте гомилии Димитрия Антиохийского. Часть текстов копто-арабской рукописной традиции, посвящённой Виктору, ещё не полностью идентифицирована. Существует эфиопская версия его мартирия. Поскольку версии мартириев содержат значительные разночтения, реконструировать этапы мученичества Виктора исследователи могут только условно. По их мнению, местом его рождения была Антиохия. Он был сыном стратилата Романа, его мать, согласно эфиопской версии, звали Марфа. Когда император Диоклетиан учредил культ 70 божеств, среди которых главенствовали Аполлон и Артемида, всем было приказано принести жертву их изваяниям.

 



 
PR-CY.ru