Словарь по христианству В ВЕЛЮСА

ВЕЛЮСА

ВЕЛЮСА – монастырь в честь Божьей Матери Елеусы (Милостивой), женский, действующий; расположен в 9 км к северо-западу от города Струмица в селе Велюса (Республика Македония). Основан в 1080 г. и причислен к ставропигиальным монастырям Струмицким епископом Мануилом, прежде подвизавшимся в монастыре св. Авксентия около Халкидона (Вифиния). Об этом свидетельствуют две греческие надписи на мраморных плитах, находившихся над дверями, ведущими в нартекс (во время Первой мировой войны они были увезены в Болгарию и хранятся в Археологическом музее в Софии; в настоящее время заменены копиями). Между 1085 и 1106 гг. епископ Мануил составил ктиторский типик (предусматривавший общежительное устройство монастыря) и наделил Велюсу поместьями, иконами, книгами. Для постройки церкви пригласил мастеров из Константинополя или Халкидона. Храм представляет собой тетраконх с куполом на высоком восьмиугольном барабане, с южной стороны пристроен придел во имя Спаса, увенчанный куполом, с западной – нартекс с куполом. Кладка комбинирует камень и плинфу. Храм был украшен мозаичным полом и резным мраморным иконостасом. Роспись храма, выполненная вскоре после 1080 г., сохранилась фрагментарно: изображения Богоматери с Младенцем на престоле в конхе алтаря, «Сошествие во ад» в северной конхе, «Сретение» – в западной. Исследователи считают уникальными по своей иконографии росписи апсиды и купола. «Служба святых отцов» в апсиде отражает начальный этап формирования данной композиции в алтарях византийских церквей: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст изображены обращёнными к Престолу уготованному (этимасии), а Григорий Богослов и Афанасий Великий – стоящими фронтально. В скуфье купола – Христос Пантократор, в барабане – Богоматерь Оранта, Иоанн Предтеча, два ангела в царских одеяниях и четыре пророка, таким образом, в этой иконографии объединены темы Деисуса и пророков. Появление в барабане наоса фигур пророков – предзнаменование нового типа декорации куполов в Византии, который впоследствии станет господствующим. В южном приделе, в куполе, помещены изображения Спаса Эммануила, в апсиде – двух архангелов, поддерживающих огромный медальон с образом восседающего на радуге Христа. В проходе из придела в храм изображены неизвестный епископ (в нише), святитель Нифонт, епископ Констанции Кипрской, и великомученик Пантелеимон. Композиция в апсиде придела связана с темой Собора архангелов или темой Теофании (Боговидения), Гордан Бабич трактует её как Видение Христа во славе.

 



 
PR-CY.ru