Словарь по христианству В ВАВИЛА - Страница 2

ВАВИЛА - Страница 2

Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с которым этот Вавила должен изображаться в хитоне и гиматии, а епископ Антиохийский Вавила – в святительском облачении, однако контаминация Житий святых не позволяет это сделать с достаточной определённостью. Для русских иконописных подлинников характерно описание Вавилы как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сентября Вавиле соответствует следующее описание: «Сед, брада покороче Власьевы (священномученик Власий, епископ Севастийский), риза празелень»; как и Антиохийский епископ Вавила («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не двух, а трёх святых. Две (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании Вавилы омофор не указан) и определялись как образы Антиохийского епископа Вавилы (имеет отдельное описание, представлен с тремя отроками) и этот Вавила, а средняя фигура, облачённая в хитон и гиматий, не названа. Исследователи предполагают, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «святой Вавила» показаны изображения священномученика Вавилы Сицилийского, память которого приходится на 24 января (этим числом отмечено празднование Антиохийского епископа Вавилы в Римских мартирологах), – фигура святителя справа и Вавила – фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение Вавилы соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблён образу Николая Мирликийского: «Сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов». В Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII в., имеющем более подробное изложение житийной части, вновь встречается смешение образов святых, Вавила представлен в святительском чине: «И святаго священномученика Вавила другого епископа Антиохийского, и с ним детей мужескаго полу и женскаго восемьдесят и четыре; вси малые отроки и младенцы. Вавила святитель подобием сед, брада покороче Власиевы, риза празелень святительская, омофор и Евангелие». Сцены мученичества Вавилы неизвестны, в Минологиях под 4 сентября представлены три отрока (кроме миниатюры в Служебном Евангелии, третья четверть XI в. – четыре фигуры), что позволяет исследователям связать эти изображения с образами Антиохийского епископа Вавилы и пострадавших с ним Урваном, Прилидианом и Епполонием. В минейных циклах на сентябрь с единоличными изображениями святых встречается изображение только фигуры святого в архиерейском облачении – священномученика Вавилы Антиохийского.



 
PR-CY.ru