Словарь по христианству В ВАВИЛА

ВАВИЛА

ВАВИЛА (III–IV вв.) – мученик Никомидийский; пострадал при императоре Максимиане вместе с 84 отроками (память 4 сентября). Старец Вавила во время гонений на христиан скрывался от преследователей и тайно наставлял детей в христианской вере, о чём было донесено императору. По его приказу Вавила с учениками были арестованы. За отказ отречься от Христа Вавила был избит так, что все его кости были переломаны, затем ему повесили на шею груз и, заковав ноги, бросили в темницу. Император обратился к ученикам Вавилы, малолетним детям, с призывом отречься от Христа, пообещав за это тем, кто был постарше, почести и награды. Аммоний и Донат твёрдо исповедали христианскую веру, за что были подвергнуты побоям, другие дети также отказались приносить жертвы идолам. Заключив их в темницу, император приказал повесить Вавилу и бить железными прутьями, но, видя его стойкость, понял, что пытки не принудят Вавилу и его учеников к отречению от Христа, и приговорил их к усечению мечом. Вавила был казнён первым, а затем и все 84 отрока. Кроме греческих редакций Жития Вавилы сохранилась также одна армянская. Для предположения, что этот Вавила – одно и то же лицо с Антиохийским епископом Вавилой, имеющим тот же день памяти, у исследователей нет достаточных оснований. Согласно Житию, мощи Вавилы и его учеников христиане положили в три ковчега и переправили из Никомидии в Константинополь, где они, вероятно, хранились в монастыре Хора; единственная церковь, посвящённая Вавиле, находилась в квартале Саллюстя, по другим источникам – в Константинопольском предместье Евдом, недалеко от императорской резиденции. В книге «О церемониях византийского двора» императора Константина VII Багрянородного эта церковь названа «церковью младенцев». После разрушения её болгарами (IX в.?) все находившиеся там мощи были перенесены в Студийский монастырь. Память Вавилы отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой церкви IX–X вв., первопечатном московском Типиконе (1610 г.) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны Вавиле четвёртого гласа, с акростихом «Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов», ирмос (начало: «Мудрость Отца, воипостасный Слове»; четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа с акростихом «Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь»), ирмос (начало: «Желая восхвалять мученический лик, Владыка». Изображения Вавилы встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты Жития, в частности, мученической кончины (усекновение мечом), с Антиохийским епископом Вавилой.

 



 
PR-CY.ru