VIATICUM - Страница 2

В эпоху, последовавшую за Тридентским собором (1545–1563 гг.), акцентировавшим внимание на елеосвящении (одно из латинских названий которого – «Extrema unctio» – «Последнее помазание») как собственно предсмертном таинстве, viaticum почти не воспринимался как предсмертный чин – римское издание Ритуала 1614 г., которое легло в основу всех изданий этой католической богослужебной книги до 1962 г. включительно, предусматривает преподание viaticum до елеосвящения, причём порядок чина viaticum здесь ничем, кроме произносимой при причащении формулы («Прими, брат (сестра), viaticum Тела Господа нашего Иисуса Христа, Которое тебя сохранит от злобы врага и введёт в жизнь вечную. Аминь»), от чина причащения больных не отличается. В ходе реформ, инициированных вторым Ватиканским собором, viaticum было вновь понято как подлинное предсмертное напутствие, завершающее земной путь христианина. В качестве предпочтительного чина предложено преподание viaticum во время мессы, причём допускается её совершение в комнате умирающего. Кроме того, чин viaticum рассматривается как возможность в последний раз в земной жизни подтвердить свою веру и возобновить крещальные обеты. Елеосвящение же не утратило полностью своего толкования как предсмертного таинства, но его вновь стали понимать как, в первую очередь, таинство над болящими, а не над умирающими, в частности, оно стало совершаться не после, а до viaticum; достаточным предсмертным напутствием елеосвящение считается только в случае физической невозможности умирающего принять Святые Таины. Если viaticum преподаётся без совершения мессы, новые издания последования елеосвящения («Ordo Unctionis») предусматривают следующий чин viaticum: приветствие, окропление святой водой, исповедание и отпущение грехов, чтение Священного Писания, подтверждение умирающим его крещальных обетов (исповедание веры), молитвы, преподание viaticum (с формулой «Христос да сохранит и введёт тебя в вечную жизнь»), заключение. Vviaticum может быть преподан и вполне здоровым людям, находящимся под угрозой скорой смерти: солдатам перед боем, пилотам-испытателям и проч. В древности последнее причащение преподавали епископы и священники, хотя известны случаи, когда из-за болезни или отсутствия священника это делали дьяконы или даже миряне. Ныне в католической церкви обязанность преподавать viaticum лежит на приходском священнике, однако дьяконам и мирянам также официально разрешается преподавать viaticum в случае крайней необходимости.



 
PR-CY.ru