ВХОДНЫЙ СТИХ - Страница 2

Также существует ряд других вставок, исполняемых в дни попразднств и отданий Господских праздников. Современная русская практика знает и вставку «Молитвами Богородицы» для исполнения входного стиха в дни Богородичных праздников. Эта вставка не встречается в богослужебных книгах и не согласуется грамматически с остальными словами припева, поэтому некоторые авторитетные литургисты, например, Афанасий (Сахаров) указывали, что в дни Богородичных праздников следует петь обычное «Во святых дивен сый». В Господские двунадесятые праздники, а также на Пасху (включая всю Светлую седмицу) поются праздничные антифоны и соответственно праздничные входные стихи (на Рождество Христово Пс. 109:3b–4; на Крещение Господне Пс. 117:26–27а; на Вход Господень в Иерусалим Пс. 117:26–27а; на Пасху Пс. 67:27; на Вознесение Господне Пс. 46:6; на Пятидесятницу Пс. 20:14; на Преображение Господне Пс. 42:3; на Воздвижение Честного Креста Пс. 98:5), к которым припевается тропарь праздника. Особый устав имеют праздник Сретения Господня и День Святого Духа (в понедельник по Пятидесятнице), когда поются не изобразительные антифоны, но праздничные входные стихи (Пс. 97:2 и 20:14 соответственно). При совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Неделей ваий исполняется благовещенский входной стих (Пс. 95:2b), в других случаях не звучащий. Исполнению входного стиха предшествует возглас диакона «Премудрость. Прости». Вседневный входной стих исполняется хором, праздничные входные стихи обычно возглашает диакон, а хор поёт лишь припев – тропарь праздника. Во время исполнения входного стиха происходит вход священнослужителей в алтарь. В современной греческой практике входные стихи употребляются сходно с практикой РПЦ, однако к праздничным входным стихам припевается не тропарь праздника, а тот же краткий припев, что и к вседневному входному стиху (с праздничной вставкой); тропарь поётся лишь после этого. Праздник Благовещения всегда имеет праздничные антифоны со своим входным стихом. При архиерейском богослужении входной стих поётся трижды (часто с разными вставками в припеве), поочерёдно священнослужителями, хором, снова священнослужителями; по праздникам первым возглашается праздничный входной стих, затем поочерёдно поётся вседневный входной стих. Аналогом входного стиха в латинском богослужении является интроит; в той или иной форме входной стих присутствует и в богослужении нехалкидонитов.



 
PR-CY.ru