ВХОДНЫЙ СТИХ

ВХОДНЫЙ СТИХ – в православном богослужении библейский стих, исполняемый с тропарём-припевом во время малого входа на Божественной литургии. Входной стих вошёл в константинопольский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII–VIII вв. (раньше входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс. 94:6a (из того же псалма, какой составляет третий вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к третьему антифону). Около XI в. текст стиха был изменён (вместо «Прийдите, поклонимся и припадём Ему», как в Библии, стали петь: «Прийдите, поклонимся и припадём ко Христу»), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (который был перемещён в конец второго антифона), а краткий тропарь «Спаси нас, Сын Божий, поющие Тебе: Аллилуия» (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко второму антифону, но к XI в. он стал припевом к третьему антифону, второй получил другой припев). Пять раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам третьего; входной стих в эти дни также пелся с тропарём праздника и представлял собой стих псалма третьего антифона. Таким образом, по происхождению входной стих тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом третьего из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского уставов, первый из которых получил в IX–XII вв. большое распространение в православном мире, а второй был в XII–XIV вв. принят в православной церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые входной стих, но с изобразительными антифонами продолжилось пение входного стиха вседневных антифонов («Прийдите, поклонимся и припадём ко Христу»), с его припевом (в припеве после слов «Сын Божий» делаются вставки, зависящие от праздника). По принятому ныне в РПЦ Типикону, во весь год, кроме дней с праздничными антифонами, на литургии поётся входной стих вседневных антифонов (как с вседневными, так и с изобразительными антифонами). После слов «Сыне Божий», согласно служебному Апостолу, в воскресные дни следует петь «Воскресый из мертвых»; в остальные «Во святых дивен сый» (первая из указанных вставок в припев используется также в период от Антипасхи до отдания Пасхи).

 



 
PR-CY.ru