Словарь по христианству В ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился у деревни Смотраковской (Шенкурский район Архангельской области), при впадении реки Пинежки в реку Вагу. Монастырь был основан в конце 1440 гг. новгородским посадником Василием Степановичем (см. Варлаам Важский), владевшим землями в Заволочье по реке Ваге. Согласно Житию Варлаама Важского, однажды, молясь в своём доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в двух полётах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте монастырь во имя апостола Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий Степанович обнаружил два подходящих участка – один на самом берегу реки Ваги, другой дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, т.к. река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он три раза бросал жребий, который неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет. Василий Степанович стал ктитором Важского монастыря, назначил первого игумена Серапиона и в 1451–1452 гг. дал грамоту (сохранилась в копии середины XVI в.), которой пожаловал обители три села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в монастыре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приёме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между монастырём, с одной стороны, и посадником Василием и его семьёй (названы жена и дети), с другой. Посадник с семьёй не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»).

 



 
PR-CY.ru