ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК - Страница 2

В формуляр литургии Василия Великого кроме обычных для всех византийских рукописей молитв входит особая заамвонная молитва, характерная для греческих Евхологиев периферийного (палестинского и южно-итальянского) происхождения. В анафоре литургии Василия Великого нет вставки тропаря третьего часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в эпиклезе произносится не два однократных и троекратное «Аминь» при благословении Даров, а два однократных – на первое и третье (т.е. «Изльяную живота ради...», т.к. фраза из анафоры Иоанна Златоуста («Преложив Духом Твоим Святым») в эпиклезу анафоры Василия Великого не вставлена) осенение дискоса («блюда») и потира. Молитвы священника о себе перед службой («Владыко Господи Вседержителю, не хотяй смерти грѣшникомь», «Владыко Господи Боже нашъ, нынѣ хотяще приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя») обычны для русских Служебников древнейшего периода (старше XV в.). Чин протесиса (проскомидии), согласно Служебнику Варлаама Хутынского, совершается дьяконом, что соответствует первоначальной традиции (дьякон же осеняет народ свечами во время возгласа «Свет Христов...» на литургии Преждеосвящённых Даров). Упоминается только одна просфора; Дары покрываются только покровцами; нет молитвы над кадилом (само каждение указано). Формуляр литургии Иоанна Златоуста в целом соответствует греческому формуляру первой послеиконоборческой константинопольской редакции, в основном, использовавшемуся на Руси до XIV в. В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк. 1:35b обращены к старшему священнику, а не к дьякону), умовение рук ещё не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии; в эпиклезе анафоры не указаны дьяконские «Аминь» при благословении Даров и нет тропаря третьего часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); указаны особая формула на преломление Святого Хлеба («Въ прѣломлѣнии хлеба...») и молитвы до и после Причащения («Въ множествѣ грѣховъ...», «Даждь ми, Господи...»; «Тѣло и кровь, Юже прияхъ...», «Буди мне, Господи, отдание грѣховъ...»), характерные для периферийных рукописей Евхология; не описан обряд вливания теплоты (хотя возглас дьякона «Благослови и освяти, отче, чашю сию» и ответ священника «Исполнѣние Святаго Духа...» указаны); священник вопреки древней традиции причащаться из рук другого причащает сам себя; благодарственная молитва предстоятеля помещена на своём месте (после причащения народа).

 



 
PR-CY.ru