Словарь по христианству В ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК

ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК

ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК (конец XII – начало XIII вв.) – наименование рукописи (Исторический музей), некогда хранившейся в Хутынском монастыре, основано на записи конца XVI в., которая сообщает, что рукопись была прислана преподобному Варлааму из Константинополя патриархом Никифором (1260 г.). По мнению исследователей, хронологически это невозможно; они полагают, что Служебник Варлаама Хутынского был прислан Варлааму митрополитом Киевским Никифором (1183–1198 гг.); впрочем, никаких других доказательств кроме этой записи (а также записей XVI–XVII вв.) о принадлежности рукописи Варлааму Хутынскому у исследователей нет. Исследователи полагают, что Служебник принадлежал Антонию Новгородскому (ум. в 1232 г.), который был в 1220–1225 гг. на кафедре в Перемышле и мог привезти рукопись оттуда. Служебник Варлаама Хутынского состоит из 30 листов пергамена размером 24,5х19,5 см, написан уставом; в какой-то период использовался для архиерейского богослужения. Является древнейшим сохранившимся русским Служебником и единственным, который старше XIV в., происходящим не из Новгорода. Его языковые особенности указывают на галицко-волынское происхождение рукописи. Содержание Служебника Варлаама Хутынского: литургия Василия Великого; молитва священника о себе перед совершением литургии; литургия Иоанна Златоуста (Пс. 25:6–12; на умовение рук) и молитва священника о себе перед совершением литургии; литургия Преждеосвящённых Даров; четыре молитвы исповеди (последняя названа «молитвой раздрѣшити исповѣдника въ осмый день»); молитва на начало поста (очевидно, Великого); две молитвы над желающим причаститься; три молитвы над больным; молитва над онемевшим больным; молитва на исхождение души из тела; чин на омовение престола; три молитвы на завершение поста. Положение литургии Василия Великого перед литургией Иоанна Златоуста указывает на принадлежность рукописи к архаичной византийской традиции, когда литургия Василия Великого ещё была основной для воскресных и праздничных дней, хотя из текста рукописи исследователи ясно видят, что в эпоху её написания основной уже стала литургия Иоанна Златоуста (в чине литургии Василия Великого служащий неоднократно отсылается к литургии Иоанна Златоуста).

 



 
PR-CY.ru