ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 4

Особую значимость имел так называемый Константинопольский синод, который собирался из митрополитов и епископов, приезжавших в столицу по делам своих церквей, нередко проживавших в ней по несколько лет. Таким образом патриарх во всякое время имел возможность собрать достаточное число архиереев для принятия соборного решения. После падения Византии, когда к патриарху с синодом перешла и гражданская власть над православными подданными Османской империи, в Константинопольский синод были включены и представители мирян – фанариоты, избираемые народным собранием. До учреждения автокефалии (середина XV в.) Русская церковь, получившая начало от Греческой, находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата. Константинопольскому патриарху вместе с синодом и в согласии с императором принадлежали следующие права по отношению к Русской церкви: посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков, право регулирования русского церковного устройства – в Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой, Константинопольские патриархи требовали от русских митрополитов представления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью, в Константинополе окончательно разрешались споры, возникавшие в Русской церкви; Константинопольской патриархии принадлежало и право суда над русскими митрополитами по жалобам на них со стороны епископов или князей, право получения денежной дани от митрополии, право ставропигии. Из Константинополя присылалось на Русь миро. Высшая власть над епархиями принадлежала митрополиту с Собором епископов. Митрополит с Собором открывал новые епископские кафедры, но в этом деле часто решающее значение имела воля великого или удельного князя; в отдельных случаях на это требовалось согласие патриарха. Митрополиту принадлежало право поставления епископов. Вопрос о замещении вдовствующих кафедр митрополит согласовывал с князем. В Новгороде владыки избирались народом и клиром и только посвящались митрополитом и епископами. Митрополит созывал епископов на Собор и председательствовал на нём. Как общие пастыри всей Русской земли митрополиты имели также право административного надзора за всеми епархиями Русской церкви; вместе с Собором они вершили суд над епископами (в отдельных случаях митрополит производил суд единолично). Все епархии Русской церкви вносили средства на содержание митрополичьей кафедры. С обретением Русской церковью автокефалии в 1448 г. русские митрополиты посвящались Собором русских епископов.

 



 
PR-CY.ru