ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 3

Карфагенский собор в правиле 12 предусматривает присутствие 12 епископов для суда над епископом, 6 – для суда над пресвитером, 3 – для суда над дьяконом. Но в судебной практике древней церкви это правило не считалось обязательным: пресвитеры и диаконы обычно подлежали суду одного своего епископа. Происходивший при императоре Константине I Великом процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с административным делением империи. В конце IV в. митрополии были объединены в более крупные церковные области, первых епископов которых стали называть экзархами, но чаще архиепископами, поместные церкви, возглавляемые ими, – экзархатами или «великими областями». Процесс укрупнения поместных церквей на этой стадии не закончился, экзархаты оказались неустойчивыми образованиями. Исключительное положение Константинополя привело к его церковному возвышению. Ко времени четвёртого Вселенского собора окончательно сложился диптих (список) церквей, включавший Римскую, Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую церкви. В таком порядке пять первых престолов перечислены в правиле 36 Трулльского собора. Предстоятели этих церквей со временем стали титуловаться патриархами. Права патриархов, согласно канонам, в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. В византийскую эпоху и потом, пока существовали внутри патриархатов области, возглавляемые митрополитами, в юрисдикции которых находились правящие епископы (а такие митрополиты сохранились в настоящее время только в Румынской православной церкви, где они возглавляют митрополичьи округа), патриархам принадлежало право утверждать митрополитов, избранных провинциальными Соборами, и рукополагать их. В отличие от митрополитов патриархи имеют право ставропигии, т.е., посылая свой патриарший крест при основании храма или монастыря, они могут изъять этот храм или монастырь из юрисдикции местного епископа. По толкованию Феодора Вальсамона на Апостольское правило 31, право ставропигии, не упомянутое в канонах, покоится на «долговременном церковном неписаном обычае, который с незапамятных времён и поныне имеет в Церкви силу правил». На избрание патриархов распространились канонические постановления об избрании митрополитов. Как и в древних автокефальных митрополиях, в патриархатах высшая церковная власть осуществляется в единении первоиерарха-предстоятеля с Собором епископов. Однако регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, связаны были с большими затруднениями и неудобствами, поэтому уже в период Вселенских соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные Соборы, или синоды, епископов.

 



 
PR-CY.ru