ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ - Страница 4

Данное воззрение, безусловно, не отражает православное каноническое правосознание, но является лишь несостоятельной попыткой перенести на византийскую почву расширительно толкуемое положение Основных законов Российской империи (1906 г.) о главенстве императора в церкви. Это положение, во-первых, касалось только поместной Российской церкви, во-вторых, применительно к поместной церкви в канонической и юридической литературе XIX в. оно интерпретировалось лишь в том смысле, что император возглавляет и представляет в церкви сословие мирян, но не епископата. История церкви Христовой показывает, что императорская власть, имеющая преходящий характер, не является той инстанцией, без которой церковь не может существовать. В отношении поместной церкви понятие «высшая церковная власть» употребляется часто в том же значении, что и понятие «высшее церковное управление». Каноническая основа структуры высшей власти во всякой автокефальной поместной церкви определена в Апостольском правиле 34. В правиле 9 Антиохийского собора «первый епископ» именуется в соответствии со сложившейся в IV в. терминологией митрополитом. Впоследствии предстоятели некоторых поместных церквей стали носить титул патриархов. В канонах этот титул появляется впервые в седьмом правиле Трулльского собора. Права патриархов, согласно канонам, в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. Патриархам принадлежало право утверждать митрополитов, избранных провинциальными Соборами, и рукополагать их. В отличие от митрополитов патриархи имеют право ставропигии, т.е., посылая свой патриарший крест при основании храма или монастыря, они могут изъять этот храм или монастырь из юрисдикции местного епископа. Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в патриархатах церковная власть осуществляется в единении первоиерарха-предстоятеля с Собором епископов. Но, поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, были связаны с большими неудобствами, уже в эпоху Вселенских соборов при патриарших кафедрах образовались постоянно действующие Соборы, или синоды, епископов. В Константинопольском патриархате это был местный Собор, он собирался из митрополитов и епископов, приезжавших в столицу по делам своих церквей и порой проживавших в ней по несколько лет. Благодаря этому патриарх во всякое время имел возможность собрать достаточное число архиереев для принятия соборного решения. После падения Византии, когда к патриарху с синодом перешла и гражданская власть над православными подданными Османской империи, в синод были включены и представители мирян – фанариоты. В отдельных случаях применительно к поместным церквам понятия «высшая власть» и «высшее управление» различаются. Так, ныне действующий «Устав Русской Православной Церкви» содержит следующие положения: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору», а «Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви». При этом архиерейский Собор наделён не только исполнительной и судебной, но также и законодательной властью в РПЦ.



 
PR-CY.ru