ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ

ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ – высшая власть во Вселенской или автокефальной поместной церкви. Согласно православному вероучению, главой церкви является Иисус Христос (Еф. 5:23; Кол. 1:18). Однако в земном, историческом бытии церковь как христианская община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Православная экклезиология и история церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем высшей церковной власти является Богоучреждённый вселенский епископат – преемник Собора апостолов. Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между поместными православными церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях поместных церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им высшую церковную власть. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, которое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи; после Миланского эдикта (313 г.) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские соборы, которых в истории церкви было семь. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских соборов стал Иерусалимский собор апостолов (Деян. 15:1–29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории церкви были и такие Соборы, которые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся поместные Соборы, правила которых вошли в канонический свод, а также Константинопольские соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в Константинополе 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения которых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправославное значение, может служить Большой Московский Собор 1666–1667 гг. Хотя больше 12 веков православная церковь живёт без Вселенских соборов, и вопрос о созыве нового Вселенского собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в настоящее время не имеет высшей власти. Католическая экклезиология исходит из иных представлений о высшей церковной власти: авторитет церкви, её непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, папы, именуемого верховным первосвященником и наместником, викарием Христа на земле.

 



 
PR-CY.ru