ЦЕРКОВЬ, экклезия - Страница 6

Из многих протестантских обществ и евангелическо-лютеранской церкви в разных странах Европы и в Америке (равно как из православной церкви в России) в течение последних трёх столетий выделились и продолжают выделяться многочисленные религиозные секты, расколы и общества, часть из которых именуют себя церквами. Секты и расколы появляются, дробятся, изменяются, исчезают, но многие из них продолжают существовать. Таким образом, христианский мир в Новейшее время не представляет собой единой церкви, и христианская вера раздроблена на множество разнообразных вероисповеданий. Ввиду разнообразия разъяснений существа и природы церкви, в конце XVIII в. и в первых десятилетиях ХIХ в. составлялись определения церкви философами и правоведами. Так, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804 гг.) называл церковью созданное народным гением учреждение общественного (публичного) богослужения, основанное на существующих у населения мнениях и убеждениях. Создатель развёрнутой философской системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма» Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.) присваивал название церкви всякому соединению людей для выражения отношений к абсолютному, в формах чувств, представлений, верований и упований. Правоведы XIX в., отыскивая определение церкви приёмами историко-генетического исследования, называют церковью всякое вероисповедное общество, признанное в государстве. Определение церкви юристами принято в законодательствах немецких государств с некоторым ограничением. В германском государственном праве церковью обозначается всякое, признанное в государстве автономным (т.е. с публичными правами) христианское религиозное общество. Но из религиозных обществ (даже и христианских) многие не хотят подводить себя под определения церкви, составленные философами, юристами и теологами, не принадлежащими к их вероисповеданиям. Между русскими староверами, старообрядцами, раскольниками и сектантами разных наименований, отделившимися от православной церкви в XVII–ХIХ вв., также существуют очень разные понимания церкви, соответственные их вероучениям, и происходят споры о её существе и природе. Есть многие христианские вероисповедные общества и в России, и в других странах, которые не присваивают себе названия «церковь» и даже чуждаются его, но многие его себе присваивают. Различное отношение вероисповедных обществ к названию «церковь» зависит от различия самых вероисповеданий. Присваивают себе названия «церковь» такие вероисповедные общества, по вероучению которых отличительными признаками их признаются: во-первых, вера в Иисуса Христа; во-вторых, богоучреждённость; в-третьих, обязательность для их членов общего учения; в-четвёртых, необходимость определённого устройства, с должностными лицами, для учения и богослужения, наконец, авторитет общества в дисциплине. Русское государственное законодательство присваивает название «церковь» таким христианским вероисповедным обществам, которые сами себя, по их вероучениям, называют церквами. Таким образом, исследователи признают, что понятие о церкви есть предмет религиозных верований и богословской науки, а не философии и юриспруденции.



 
PR-CY.ru